Аблязов шлет документы на Кулибаева
29 января 2010г. ? 4 (882), Деловая Неделя, Казахстан
Беглый экс-банкир сосредоточил свои обвинения на президентском зяте
Покинув страну, экс-банкир Мухтар Аблязов сосредоточил свои обвинения на Тимуре Кулибаеве
На этой неделе экс-глава и акционер БТА Банка Мухтар Аблязов разослал в государственные органы и СМИ Казахстана 2 письма, в которых он обвиняет супруга средней дочери президента Назарбаева - Тимура Кулибаева, занимающего ряд постов в подчиненных ФНБ «Самрук-Казына» компаниях, в коррупции, лоббировании интересов КНР и махинациях госимуществом. «Я обвиняю Кулибаева Т.А. в совершении данных преступлений. К письму приложен пакет документов, которые подтверждают мои обвинения, - пишет в своем письме в адрес депутатов парламента РК экс-банкир, разыскиваемый по обвинению в финансовых махинациях. - Я считаю, что приведенные мной факты должны быть преданы гласности и стать объектом для обсуждения в обществе». Почему «обиженный» на казахстанские власти, которые он обвинил в рейдерстве и отъеме у него банка, экс-финансист и политик сосредоточился на одной персоне в руководстве страны, сложно сказать. Вероятно, свои злоключения он связывает именно с группировкой президент-ского зятя, хотя, с другой стороны, ранее он критиковал именно главу государства.
В письме, сопровождающем первый вброс компромата, экс-глава БТА Банка пишет, что получил представленные документы «в последние месяцы» и считает «своим гражданским долгом» информировать власти страны о существовании «организованной преступной группы» Тимура Кулибаева. Достаточно странное заявление для человека, официально заявившего, что он не верит казахстанским правоохранительным органам и правосудию. Ранее он апеллировал к духовному лидеру казахских национал-патриотов - Мухтару Шаханову (правда, в письме к нему не приводилось никаких документов), но теперь по какой-то причине решил действовать через государственные органы.
В вину Кулибаеву Аблязов ставит продажу госпакета акций АО «СНПС - Актобемунайгаз» по заниженной цене. Это, по его мнению, подпадает под статьи: «хищение государственного имущества в особо крупных размерах», «злоупотребление должностными полномочиями», «получение взятки в особо крупных размерах», «неуплата подоходного налога в особо крупных размерах», а также «легализация денежных средств», приобретенных незаконным путем.
«В случае необходимости я готов дать письменные показания о ставших мне известными преступных деяниях Кулибаева Тимура Аскаровича и членов его преступной группы», - отмечает Мухтар Аблязов, видимо, понимающий, что встреча со следователем лицом к лицу закончится не «делом Кулибаева», а его собственным, по которому осуждены многие его приближенные из команды БТА.
Если первое письмо было направлено на имя генпрокурора Мами, председателя КНБ Шаяхметова, главы финпола Кожамжарова и министра внутренних дел Баймаганбетова, то список адресатов второго послания совсем иной - это руководители обеих палат парламента Токаев и Мухамеджанов, а также рядовые межилисмены и сенаторы.
Во втором послании экс-министр финансов обвиняет зятя президента в махинациях в «Казмунайгазе». Тут только по одному эпизоду - продаже компании «Казстройсервис» - Мухтар Аблязов насчитал $1,5 млрд убытков государству. По его словам, «вышеназванные преступления, совершенные организованной преступной группировкой во главе с Кулибаевым Т.А., в силу своего размаха вышли за рамки особо тяжких уголовных преступлений и превратились в угрозу национальной безопасности страны». Аблязов предложил создать для проверки представленных им документов и выдвинутых обвинений парламентскую комиссию и призвал депутатов не остаться безучастными к его обращению.
Любопытно также, что экс-банкир не стал называть никого из тех, кого он определяет как «членов ОПГ Кулибаева», упомянув лишь, что ответственным за продажу АО «СНПС - Актобемунайгаз» был нынешний премьер-министр Карим Масимов. Установить, будут ли правоохранительные органы или парламент реагировать на послания Аблязова, не удалось. Все ответственные сотрудники пресс-служб, к которым обратилась «ДН», либо были не в курсе, либо не в компетенции. Те же, кто должен бы быть в компетенции, остались недоступны.
Вброс компромата стал достаточно распространенным явлением в Казахстане, начало которому положил экс-зять президента Рахат Алиев, однако его же пример доказывает, сколь слабой может быть реакция даже на самые страшные по содержанию «разоблачения», как внутри страны, так и за рубежом. Аблязов пошел несколько иным путем, постаравшись опираться на документы. Насколько эффективным будет такой подход, мы узнаем в ближайшее время.