Бульдозер революции вновь грезит о ней
26.10.2012 07:15, dn
Мадина Маратова, Бишкек
Азимбек Бекназаров, кыргызский деятель, который стоял у истоков двух революций в стране, в последний момент остался невостребованным и безработным. Поэтому срочно примкнул к оппозиции. В Кыргызстане заволновались: не готовит ли Азике, получивший кличку Бульдозер, снос новой власти?
Перед этим Бекназаров твердо решил занять пост председателя Конституционного суда, и даже прошел два тура отбора на должность судей. Но после того как правозащитники и гражданские активисты забили тревогу, на третьем туре он не набрал необходимых 13 голосов. Его поддержали только 10 членов совета по отбору судей, против же высказались 9.
Итак, какие аргументы привели правозащитники? Они просили применить часть 2 статьи 3 закона КР «О совете по отбору судей Кыргызской Республики» и запросили у кандидата в члены Конституционной палаты Бекназарова и у соответствующих органов следующую информацию. Во-первых, сколько всего в апреле-мае 2010 года было изъято и в последующем национализировано денежных средств, хранившихся в коммерческих банках Кыргызстана? Дело в том, что на тот момент Бекназаров являлся членом правительства, куратором органов прокуратуры и судебной системы. И изъятие денежных средств и национализация проходили под его непосредственным руководством.
Во-вторых, почему Бекназаров не обеспечил прозрачность изъятия денежных средств - видеосъемку или даже прямую трансляцию с приглашением СМИ и общественных организаций?
В-третьих, чем завершилась деятельность по выявлению имущества Бакиевых, к которой также имел отношение Бекназаров?
В-четвертых, почему Бекназаров информацию о коррупционных схемах, сложившихся в госуправлении со времен президента Акаева передает только президенту Атамбаеву, не предоставляя ее одновременно общественности? Правозащитники делают вывод: обещание Бекназарова напечатать так называемый «компромат» в отношении государственных должностных лиц страны воспринимается общественностью как угрозы и политический торг, несовместимый с должностью на которую он претендует.
Кроме того, правозащитники припомнили Азимбеку Анаркуловичу то, что он после трагических событий в Андижане в мае 2005 года, будучи генеральным прокурором, несмотря на многочисленные протесты кыргызстанской общественности, выдал официальному Узбекистану нескольких андижанских беженцев, тем самым нарушив норму международного права о запрете выдачи беженцев страны, где применяются пытки, даже если эти беженцы обвинены в совершении преступлений или осуждены. По мнению правозащитников, если такой человек станет судьей Конституционного суда, репутация его будет изначально подмоченной.
Бекназаров занимал в разное время высокие государственные посты. Как уже упоминалось - пост генпрокурора после революции 2005 года. А также пост вице-премьер-министра, курировавшего прокуратуру и суды после революции 2010 года. В обращении гражданские активисты утверждают, что Бекназаров запомнился судьям, работникам прокуратуры и правоохранительных органов беспринципным давлением по конкретным уголовным и гражданским делам.
Свежий пример не заставил себя ждать. На суде, по событиям 7 апреля 2010 года, экс-госсоветникам президента Бакиева по делам обороны и правопорядка Эльмурзой Сатыбалдиевым была озвучена такая подробность. Сатыбалдиев предъявил информационную справку от генерального прокурора и начальника управления Генпрокуратуры. «15.10.2010 г. у вице-премьер-министра КР Азимбека Бекназарова состоялось совещание с участием завотделом администрации президента КР Табалдиева, начальника ГСИН Байзакова, замвоенного прокурора Сулайманова и других. Обсуждали предстоящий суд по событиям 7 апреля 2010 года. Второй вопрос был посвящен следующему, Бекназаровым был задан вопрос замгенпрокурору Иванову: почему по данному уголовному делу в отношении обвиняемых Малеванной, Турсункулову, Жороеву и Сатыбалдиеву, следствие было прекращено. Ивановым указанным лицам предъявлено обвинение по ст. 304 (злоупотребление служебным положением).
Бекназаровым было высказано мнение, что если данным обвиняемым будет вынесен приговор по этой статье в виде 5 лет лишения свободы, это может вызвать негодование со стороны родственников погибших 7 апреля 2010 года и возмущение народа. По окончанию совещания Бекназаров дал указание генеральному прокурору, без лишнего шума и ажиотажа истребовать из суда вышеназванное уголовное дело и предъявить Жороеву, Турсункулову, Малеванной и Сатыбалдиеву обвинения по ст. 30-97 УК КР (убийство). И незамедлительно дело направить в суд».
«После этого я считаю себя назначенным подсудимым», - подчеркнул Сатыбалдиев на суде. Данная справка была приобщена к материалам дела.
Сам Азимбек Бекназаров на заявление правозащитников заявил следующее: «Я иду в Конституционную палату Кыргызстана, чтобы больше никто не нарушал Основной закон. Две революции произошли именно из-за нарушений Конституции и узурпации государственной власти. А протест гражданских активистов в лице общественных объединений по поводу моего участия в конкурсном отборе считаю неправильным. В последнее время они везде выступают, все блокируют, протестуют. Уже пора им соблюдать закон о некоммерческих организациях и работать по нему».
В ходе сдачи экзаменов, написания сочинений и прохождения собеседований, Бекназаров всякий раз показывал довольно низкий результат либо ниже среднего. Правда, в итоге, только под напором гражданских активистов Совет по отбору судей не пропустил его кандидатуру. В этот же день Бекназаров примкнул к оппозиции, которая сейчас базируется на юге, а в частности в Джалал-Абадской области, родине не только Бакиева, но и депутата Ташиева, который 3 октября пытался перелезть через забор дома правительства и захватить власть. В результате повредил брюки и часть бедра, и загремел в СИЗО ГКНБ. Кстати, Ташиев несогласный с предъявленным ему обвинением о попытке захвата власти три дня голодал. Но, потеряв за это время 12 кг веса (по утверждению адвоката) и обострив хронические заболевания, от этой затеи отказался.
Таким образом в полку кыргызской оппозиции прибыло. Причем Бекназаров игрок опытный и сильный. Если власть допустит хоть одну ошибку, бульдозер революции сумеет ее раскачать для новой революции.