Азия Олег Одноколенко, Николай Галкин (фото)
---------------------------------------------------------------------------- ---- НАТО в СНГ: корреспонденты "Итогов" первыми из российских журналистов побывали на военной базе США в Киргизии
То, что год тому назад считалось фантастикой, сегодня становится реальностью: США разворачивают свои базы в регионе, наиболее уязвимом для России с геополитической точки зрения - в ее южном подбрюшье. Надолго ли задержатся натовские рейнджеры в Центральной Азии? Идет ли речь о "бархатной оккупации" территории, традиционно считающейся зоной нашего влияния? Корреспонденты "Итогов", первыми из российских журналистов побывавшие на американской военной базе под Бишкеком, попытались найти ответы на эти вопросы.
Форт "М"
Ни французов, ни американцев в столице Киргизии Бишкеке толком еще никто не видел - личный состав сил антитеррористической коалиции размещен в пригороде, в районе аэропорта Манас, и на столичных улицах почти не появляется. Зато слухи об "оккупантах" в самом городе циркулируют самые разнообразные. Например, рассказывают, что американцы в ближайших от места своей дислокации селах скупили чуть ли не весь самогон, потому что он-де "не уступает, а в некоторых случаях даже превосходит лучшие сорта виски". На втором месте по популярности - история о непрактичности зарубежных воинов-интернационалистов. Будто бы два американских рейнджера подошли к аксакалу с намерением приобрести барашка на шашлык. Старец без проблем вник в язык Шекспира и показал два пальца, что означало: барашек стоит две тысячи киргизских сомов. Но американцы выложили вместо сомов две сотни американских долларов. "Я выручил за тебя в пять раз больше", - прошептал старик, провожая взглядом уезжающего на "Хаммере" барашка. Третий слух - о любви. В часы вынужденного простоя один "ночной мотылек" говорил другому в гулком холле местного полупустого отеля "Достук": "Американцы все высокие, стройные, и скоро их придет сюда три тысячи!"
Нетрудно убедиться, что с приходом в Киргизию антитеррористического контингента у местных жителей связаны большие надежды. Пока что непосредственную выгоду получили только два местных отеля - четырехзвездочный "Пинар", где разместились французы, и пятизвездочный "Хаятт", который "оккупировали" американцы. Но говорят, что это временно, до марта - тогда военная база в Манасе будет сдана "под ключ". Пока же лучшие в городе отели для простых смертных недоступны: места здесь не бронируются, а вход охраняют американские эм-пи (военная полиция), для конспирации замаскированные под местных жителей. Но даже в сумерках экономно освещенного города их предательски выдают военная выправка и лучезарная улыбка, на которую американцы традиционно не скупятся.
Тезка киргизского президента водитель частного таксомотора Аскар согласился подвезти нас к расположению американцев не столько за деньги, сколько из любопытства: бывшему старшему сержанту Советской армии и бывшему отличнику боевой и политической подготовки не меньше нашего хотелось проникнуть в расположение "вероятного противника". Его искренняя игра в разведчиков кончилась тем, что мы внезапно оказались в американском тылу с той стороны, с которой база практически не охранялась, потому что, видимо, считалась надежно защищенной непролазной грязью.
Пока авиабаза в Манасе малолюдна, но уже скоро здесь поселятся три тысячи военнослужащих из США и Франции. Впоследствии международный контингент может быть увеличен до пяти тысяч человек
Это города у американцев выглядят по-разному, а базы все одинаковы. Сначала прилетают "Геркулесы" и привозят утрамбованные в контейнерах пакеты. Потом эти пакеты набиваются местным грунтом и всякой всячиной. Получаются строительные блоки, из которых возводится стена. Сооружение декорируется колючей проволокой, и, после того как на каком-нибудь из внутренних объектов будет поднят американский флаг, в общих чертах базу можно считать готовой к заселению.
Мы вошли внутрь форта через неохраняемый проезд и увидели целые улицы, составленные из еще не заселенных палаток. Среди них деловито сновали военные в камуфляже. По статистике над Киргизией солнце не прячется за тучи десять месяцев в году. Но этот день был пасмурным. И песчаного цвета форменные шляпы явно не гармонировали с заснеженными вершинами Алатау.
У французов вообще все было нараспашку. И настроение здесь куда фривольнее, чем на деловой американской половине. Наверное, французы, сидящие у штабного кунга, полностью проигнорировали бы чужаков, если бы мы не обратились к ним сами. Выяснилось, что на связи с прессой уполномочен некий колонель Бон, но вместо него по телефону упорно отвечал киргиз. Поэтому мы рискнули пойти в коалиционный штаб, расположившийся на третьем этаже аэропорта Манас, и разыскать пресс-полковника методом опроса.
По воле случая первым офицером, которого мы встретили по пути, оказалась очаровательная капитан американских ВВС. Она поднималась по лестнице, держа в руке тарелку с кишмишем. Судя по взгляду, устремленному на золотистые ягоды, можно было заключить, что капитанша имела самые решительные намерения разделаться с сушеными дарами Центральной Азии и тем самым категорически нарушить требования приказа по гарнизону N 2 - не употреблять местную пищу (приказ N 1 - не употреблять спиртное). На бедре, где обычно носят оружие, у капитана висел сотовый телефон. Потом выяснилось, что капитан Кристи Бекман тоже отвечает за связь с прессой, только с американской стороны. И у нас отпала необходимость разыскивать колонеля Бона.
Через несколько минут мы уже беседовали со старшим воинским начальником бригадным генералом Кристофером А. Келли. В отличие от нашего генералитета, частенько страдающего от лишнего веса, американец был подтянут и излучал стопроцентный национальный оптимизм. Ему очень пришлась по душе с горем пополам переведенная на английский фраза из песни Окуджавы о том, что грустным солдатам нет смысла в живых оставаться. Он уверен: солдаты по роду своей деятельности должны демонстрировать боевое расположение духа, хотя это и не отражено в уставах.
Не было у бригадного генерала сомнений и на тот счет, что база будет достроена и пригодна для приема самолетов ударной авиации уже к началу марта. О сроках пребывания генерал сказал просто: будем оставаться до тех пор, пока не завершится антитеррористическая операция. Но многие из его офицеров уже сейчас не прочь еще раз вернуться в эти края, когда состоится полный разгром "Аль-Каиды", талибов и их приспешников, но уже в качестве туристов: отдельные американские военнослужащие уже опробовали местные горнолыжные курорты и остались в восторге.
Пока же здесь предпочитают другие состязательные развлечения, больше похожие на ковбойские. Да и времени маловато, чтобы своевременно соорудить базу, не уступающую по инженерным параметрам американской базе "Бондстилл" в Косово. И вообще, несмотря на светский тон беседы, генерал не производил впечатления человека самоуспокоенного. Он понимает, что 250 пленников Гуантанамо - далеко не весь боевой потенциал международного терроризма: когда сойдут снега с перевалов, недобитые боевики могут оказаться и на территории Киргизии. Еще и поэтому американцам приходится спешить.
В обустройстве им активно помогают рабочие, рекрутированные из местных жителей, которым приходится трудиться наравне с американцами по двенадцать часов в сутки. Но недовольных нет, поскольку в республике, десять лет перестраивающей экономику по рецептам МВФ, царит почти поголовная безработица. Зарплата же не превышает 30 долларов, а на работах в американском форте "М" платят значительно больше.
Уже подчеркнуто официально бригадный генерал Келли отметил, что участники антитеррористической операции очень высоко ценят поддержку, которую им оказывают в Киргизии. Местное население он находит исключительно приветливым и доброжелательным и поэтому с легкой душой издал приказ, разрешающий личному составу увольнения в город. С одним условием: "быть хорошими гостями".
Генерал уклонился от ответа на вопрос, не намерено ли командование коалиционными силами расширять наземную фазу военной операции в регионе. Сослался на то, что он летчик, а не пехотинец, и предложил переадресовать этот вопрос главнокомандующему Центральным командованием ВС США генералу Томми Фрэнкcу. С военной точки зрения наш вопрос, конечно же, был не совсем корректным, но поскольку мы по ходу беседы лестно отозвались об американских летчиках, то получили великодушное разрешение фотографировать все, что увидим на базе. Проще говоря, то, что еще не успели отснять до этого.
Через главный вход
По дороге к центральному пропускному пункту мимо нас пронесся до зубов вооруженный военный полицейский на четырехколесном мотоцикле - камуфлированном наподобие тех, на которых раскатывают спасатели Малибу. В глубине "парадных" ворот базы угадывался дзот, ощетинившийся пулеметным стволом. Хотя нас сопровождала капитан Кристи Бекман, это не спасло от досмотра. Сначала микроавтобус обнюхал служебный пес. Его попросили не фотографировать, чтобы не нанести психологической травмы на рабочем месте. Потом днище автомобиля обследовали при помощи зеркала, напоминающего зубоврачебное, но размером с совковую лопату. После чего шлагбаум был поднят.
Военной полиции США местные дороги не страшны Устраиваются американцы на базе в аэропорту Манас всерьез и надолго. Впрочем, основательное обустройство - непременная черта американских военных. Их базы традиционно напоминают скорее комфортабельный поселок, нежели те неуютные полевые лагеря, к которым привыкли в российской армии. Не без гордости капитан Бекман демонстрировала жилые палатки со свежеоструганными деревянными полами, привезенные из-за океана генераторы и кухонное хозяйство, способное готовить пищу для трехтысячного контингента в неизменном ассортименте - от биг-маков до фруктового мороженого. Все продовольствие американцы привезли с собой - порядка 200 тонн. В том числе и воду в пластиковых бутылках, поскольку местная, дескать, не отвечает санитарным нормам американской армии. И это несколько задело киргизов, не без основания считающих свою воду лучшей в мире.
Кстати, о водных процедурах. Американцы, как известно, не мыслят существования без нескольких сеансов душа в день, поэтому душевая - неизменный атрибут любого бивуака вооруженных сил США. Капитан Бекман по ходу беседы заметила, что без горячего душа по утрам она не боец. Потом посочувствовала российским военнослужащим, которым положен только один банный день в неделю, и то на зимних квартирах. Но прежде ей пришлось объяснить непостижимое для американцев содержание термина "банный день".
И вообще в американском военном быту есть такие вещи, от которых наши офицеры-воспитатели пришли бы в форменный ужас: на одном из сооружений поблизости от государственного американского флага как ни в чем не бывало трепыхался "Веселый Роджер".
- Ну и что, - сказала Кристи. - Этот флаг принадлежит одному из наших парней. Он возит его с собой повсюду и вывешивает где придется, но он не пират, а веселый человек. А командование очень ценит хорошее настроение.
Из облаков вынырнул "воздушный грузовик" С-17 и после короткой пробежки по взлетно-посадочной полосе замер в непосредственной близости от президентского самолета Аскара Акаева...
Американский "воздушный грузовик" С-17 в аэропорту Бишкека
Наша экскурсия в форт "М" подходила к концу. Бравый капитан совершенно продрогла на февральском ветру. "Это все-таки не Флорида", - поежилась она. Как удалось выяснить из надежных источников, капитан Бекман - потомственный офицер ВВС и полна решимости стать генералом. Уже несколько лет она безвыездно служит в Германии, но надеется вскоре побывать в своем родном теплом штате, поскольку после 11 сентября к участникам антитеррористической операции в Штатах относятся с особым почтением. Так что возможны льготы и поощрения.
На бытовом уровне в Киргизии отношение к американской базе в Манасе неоднозначное. Некоторые полагают, что естественнее здесь смотрелась бы российская база, но, насколько известно "Итогам", идея прикрыть взрывоопасный регион при помощи так называемого российского Среднеазиатского корпуса не получила материального подкрепления, а сейчас проявлять подобную инициативу уже неуместно.
Впрочем, рядовых киргизов больше волнует не высокая политика, а более земные проблемы. Одни рассчитывают подзаработать на обслуживании иностранного контингента, другие опасаются, что денежные американцы и французы поднимут на недосягаемую высоту цены в местных торговых и увеселительных точках, и для местных жителей любимые лагман и самсы станут не по карману. Еще киргизов, которые отнюдь не лишены чувства собственного достоинства, очень волнует, что американцы будут относиться к ним как к туземцам. Но пока такие опасения не оправдываются: американцы, памятуя приказ командования "быть хорошими гостями", предупредительны до слащавости.
У местных политиков несколько другие виды на перспективу. Компартия Киргизии уже заявила, что присутствие в регионе американцев может расстроить отношения с традиционными партнерами - Китаем и Россией. Такой же точки зрения придерживается и местный парламент. По крайней мере депутаты осторожно относятся к намерениям командования антитеррористических сил дополнить контингент за счет канадцев, поляков, итальянцев и посланцев еще дюжины государств. Особое раздражение почему-то вызвало намерение литовцев прислать на усиление дюжину своих горячих парней. Понятно, что это всего лишь жест со стороны Вильнюса, собирающегося вступать в НАТО, но, поскольку вся Прибалтика меньше Киргизии, киргизам литовские защитники пришлись не по вкусу. Тем более что участвовать в операции они намерены не за свой счет.
Не исключено, что у новых участников "Несокрушимой свободы" (так называется вся операция) теперь могут возникнуть трудности с легализацией. Были они и у американцев, поскольку по Договору о коллективной безопасности размещение воинских контингентов третьих стран на территории СНГ не предусмотрено. Как заверила обозревателя "Итогов" первый замминистра иностранных дел Киргизии Лидия Иманалиева, Бишкек прорабатывал эту проблему в Москве еще с осени прошлого года, особенно ее правовой аспект. Выход нашли, по всей видимости, сами американцы: они присвоили своему контингенту статус административно-технического персонала посольства. Так в одно мгновение американские военнослужащие превратились в "вооруженных дипломатов". И теперь местные пытливые правоведы не без подтекста задают вопрос: на какую территорию распространяется этот хитромудрый статус - только на военную базу в Манасе или на всю Киргизию? Вопрос, конечно, интересный...
Следует отметить, что в Бишкеке на всех уровнях весьма внимательно прислушиваются к высказываниям гостей из-за океана. Не прошло незамеченным и заявление помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Элизабет Джоунс: она весьма недвусмысленно заявила, что американское присутствие здесь будет "значительным и долговременным". Никто по большому счету и не сомневается, что американцы пришли в Центральную Азию, может быть, навсегда. И истинные их интересы в регионе не столько военные, сколько экономические.
Подсчитывает доходы и официальный Бишкек, несмотря на то что американцы пока еще не рассчитались за уже совершенные на ее территории посадки самолетов. Как стало известно, при содействии Вашингтона будет реструктурирован и внешний долг республики Парижскому клубу. США практически вдвое увеличили и военную помощь национальной армии в рамках программы "Партнерство ради мира". Сопоставлять эффективность российского и американского участия в конкретных величинах пока никто не берется. Но российские военные уже обратили внимание на то, что расценки на обслуживание полетов американских самолетов вдвое ниже, чем самолетов Аэрофлота, и под американскую базу Бишкек выделил приличную землю, а наши платят вдвое больше за некогда арендованные солончаки.
Кое-кто в Москве уже поспешил окрестить новую линию киргизского руководства политикой "кармана, открытого в обе стороны". Но первый замглавы киргизского МИДа Лидия Иманалиева не видит ничего зазорного в многосторонних контактах и называет национальный политический стиль "многовекторной политикой". В частности, она призывает присмотреться к позиции еще одного участника "шанхайской пятерки" - к Китаю, у которого тоже много претензий к США, но он проявляет в политике "настоящую восточную мудрость" и не спешит выдвигать Киргизии особых упреков за якобы совершенный переход на "другую сторону". Тем более что в условиях угрозы терроризма другого выбора у республики не было.
С образцами стопроцентной восточной мудрости нам пришлось столкнуться и в некоторых официальных местных кабинетах. Один из обитателей такового сказал дословно следующее: "Москве надо не беспокоиться, а радоваться, что американцы прикрыли своими воинскими формированиями российское южное подбрюшье. Теперь и российские интересы в Киргизии надежно защищены". Восток действительно дело очень тонкое...
Хотя местное население доброжелательно относится к солдатам стран НАТО, американское посольство в Бишкеке на всякий случай окружено тройным кольцом оборонительных сооружений