НЕФОРМАЛЬНОМ САММИТЕ СНГ ТУРКМЕНБАШИ ПРЕДЛОЖИТ УСКОРИТЬ ВЫРАБОТКУ СТАТУСА КАСПИЯ И ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТРУБОПРОВОДНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
БАКУ.28.02.2002.MEDIA-PRESS: На стартующем в Алматы неформальном саммите СНГ президент Туркменистана Сапармурат Ниязов предложит ускорить работу по выработке статуса Каспия и объединить усилия стран Содружества по развитию трубопроводной инфраструктуры и, в том числе строительстве новых газо- и нефтепроводов европейского и азиатского направлений". Об этом сообщает государственная служба новостей "Туркмендовлетхабарлары" (ТДХ).
Туркменбаши впервые принимает участие в неформальной встрече глав государств СНГ, и возможно, поэтому попытается "выглядеть" в Алматы как можно более активным, вносящим конструктивные предложения. Однако, не секрет, что когда речь идет о позиции Туркменистана в вопросе определения статуса Каспия, говорить о ее конструктивности можно с натяжкой. За примерами далеко ходить не надо. Не далее как вчера в Москве завершилась международная конференция по этой наболевшей проблеме. В ней участвовали дипломаты, ученые-правоведы и экологи не только прикаспийских стран, но и США. Не было только туркменских представителей. Уж не потому ли, что Туркменбаши никак не может определиться - на чью сторону встать: то ли примкнуть к тройке Россия-Азербайджан-Казахстан, то ли поддерживать Иран. В первом случае Ашгабаду придется согласиться на деление Каспия по модифицированной срединной линии, но тогда Туркменистан должен отказаться от спорных с Азербайджаном месторождений. Во втором - поддерживая Иран (непонятно в чем, ибо требование Тегерана о делении моря на пять равных частей достаточно абсурдно и не воспринимается остальными прикаспийскими странами) Туркменистан поможет лишь затянуть решение вопроса, но не его урегулирование. До поры это может устраивать Ашгабад, которому пока не до нефти - было бы куда продавать богатейшие запасы газа.
Но и тут не все ладится у "отца туркмен". "Зарубив" идею Транскаспийского газопровода по экспорту своего и азербайджанского газа в Турцию, С.Ниязов вновь, как и в начале 90-х годов, остался один на один с Россией, по трубопроводам которой Ашгабад только и может гнать свой газ в ту же Россию и Украину. Дальше - в Европу - туркменский газ не пускает Москва: допустить на европейский рынок мощного конкурента российского "Газпрома" было бы для России самоубийственно. К тому же Москва, оставаясь газопроводным монополистом для Ашгабада, может все время диктовать свои условия и цену прокачки туркменского газа. Не случайно в последнее время Туркменбаши все чаще смотрит на восток - завершившаяся военная операция в Афганистане возродили надежду на то, что сюда и далее в Пакистан и Индию можно будет протянуть из Туркменистана газопровод.
По-видимому, не умерла окончательно и идея прокладки Транскаспийского газопровода. Во всяком случае, время от времени в Анкаре и Ашгабаде раздаются призывы наладить поставки туркменского "голубого топлива" в Турцию. Однако сделать это можно только двумя путями - либо через Каспий, либо через Иран. В первом случае вновь придется договариваться с Азербайджаном, готовящимся строить свой газопровод до турецкого Эрзерума. Во втором - с Тегераном, который уже поставляет свой газ в Турцию. И вряд ли Иран, как и Россия в Европе, захочет получить конкурента на турецком газовом рынке в лице Туркменистана.
Copyright©by Media LTD,2001