РАСКАЯНИЕ БУДЕТ БЕССМЫСЛЕННО
Водное хозяйство Кыргызстана разваливается буквально на глазах. Большинство из 34 водохранилищ и более шести тысяч километров оросительных сетей, построенных еще в конце 60-х - начале 70-х годов, уже просто опасно эксплуатировать, настолько они износились. Все реальнее и реальнее становится угроза прорыва какого-нибудь водохранилища, и тогда миллиарды кубометров воды сметут все на своем пути. Первой под ударом может оказаться Ферганская долина. Причина - отсутствие денег на содержание плотин и ирригационных систем хотя бы в относительном порядке.
Как предотвратить возможную катастрофу? Выход один - в срочном порядке найти необходимые средства на реконструкцию и содержание всей ирригационной системы Кыргызстана. Но где взять такие суммы? Учитывая сегодняшнее социально-экономическое состояние нашей страны, ясно, что ей не под силу решить эту проблему в одиночку, нужна реальная финансовая помощь соседних республик, расположенных ниже по водотоку, - Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. Однако вот уже десять лет, как эти государства забыли и думать о том, что забота о содержании плотин и оросительных систем - это головная боль не только кыргызстанцев, но и их тоже.
Во-первых (в глобальном масштабе), потому что прорыв хотя бы одного крупного водохранилища, такого, как, например, Токтогульское, Кировское, Орто-Токойское или Папанское, приведет к нарушению водного баланса и, как следствие, всей экологической системы (не говоря о человеческих жертвах) не только в Кыргызстане, но и в Узбекистане, и в Казахстане, и в Таджикистане. Беда не минует никого. Для стихии не существует границ между государствами.
И, во-вторых, по меньшей мере, неразумно занимать позицию стороннего наблюдателя и не принимать участия в сохранении того, благодаря чему эти государства (Казахстан, Узбекистан и Таджикистан) ежегодно получают многомиллионные прибыли. Но об этом будет сказано позже, а пока о тех мерах, которые вынуждена была предпринять Кыргызская Республика.
Закон суров, но это закон. 23 июля 2001 года Президент Кыргызстана Аскар Акаев подписал «Закон о межгосударственном использовании водных объектов, водных ресурсов и водохозяйственных сооружении Кыргызской Республики». Он был разработан депутатской комиссией, возглавляемой Турдакуном Усубалиевым, а также при участии группы ведущих специалистов и ученых в области водопользования и водных проблем, юристов и ответственных работников аппарата правительства Кыргызской Республики. По оценкам международных экспертов, данный закон в полной мере отвечает социально-экономическим интересам Кыргызстана, основывается на международном опыте и практике, не ущемляет суверенных прав сопредельных с нами дружественных государств. Более того, было подчеркнуто, что «в мире нет иного такого суверенного государства, как Кыргызстан, которое, само испытывая колоссальные экономические трудности, безвозмездно передает свои богатейшие водные ресурей сопредельным государствам, получающим за счет этого огромную экономическую выгоду».
Согласно этому документу, Кыргызская Республика при осуществлении государственной политики в сфере использования водных ресурсов будет основываться на том, что вода как вид природного ресурса имеет свою экономическую стоимость и является товаром. Отныне Казахстан, Таджикистан и Узбекистан должны будут ежегодно платить нашей стране за пользование водой из ее водохранилищ. При этом речь идет не о всей воде, которая течет, с территории Кыргызстана на территории соседних государств, а только о 23 миллиардах кубометров, накапливаемых ежегодно в водохранилищах и других ирригационных сооружениях Кыргызской Республики, около 80 процентов которых до сих пор бесплатно подавалось нашим соседям.
С момента развала СССР Кыргызстан один, своими силами содержит такие межгосударственные ирригационные сооружения, как Токтогульское, Кировское, Орто-Токойское, Папанское водохранилища, Большой Чуйский канал, Чумышская плотина и многие другие, на содержание и эксплуатацию которых из государственного бюджета выделяется свыше 25 млн. долларов США. Через эти ирригационные сооружения нашим соседям ежегодно подается свыше 15-16 млрд. кубических метров поливной воды. А доля их компенсационных выплат составляет всего 14,8 млн. долларов США в год (менее 0,1 процента за 1 м3 водопользования), что в десятки раз ниже аналогичных расценок, установленных в других странах.
Однако до сих пор ни Узбекистан, ни Казахстан не заплатили ни одного цента за те многомиллиардные кубы оросительной воды, позволившей им в результате ее использования получить и продолжать получать колоссальные доходы. Более того, правительства этих стран подвергли резкой критике Жогорку Кенеш Кыргызстана за принятие Закона «О межгосударственном использовании водных объектов, водных ресурсов и водохозяйственных сооружений Кыргызской Республики», заявив о том, что «...такое решение, принятое кыргызским парламентом, не имеет правовой основы, нельзя установить плату за оросительную воду, это противоречит международным нормам и может испортить отношения с Казахстаном и Узбекистаном».
Конечно, с одной стороны, амбициозность и эмоциональность понять можно. Ведь столько лет соседи пользовались водой практически бесплатно, а теперь им предъявили счет. С этим смириться тяжело. Но, с другой стороны, у Кыргызстана есть ряд неоспоримых аргументов, объясняющих необходимость принятия закона (о них наша газета уже писала, но, похоже, это оказалось незамеченным, поэтому напомним еще раз).
Первый. На наших горных вершинах формируется свыше 35 тысяч водотоков различной величины, образующих ежегодный запас пресной воды в объеме около 51 млрд. кубических метров, составляя почти пятьдесят процентов всего водотока Центральной Азии. Однако сам Кыргызстан потребляет около двадцати пяти процентов от общего объема. Все остальное идет на нужды и на развитие сопредельных государств: Узбекистана, Казахстана и Таджикистана.
Второй. Если в советское время в осенне-зимний период, например, Токтогульский гидроэнергетический узел прекращал выработку электроэнергии, не работал в энергетическом режиме, накапливал воду для полива в весенне-летний период сельскохозяйственной нивы Узбекистана, Казахстана и Таджикистана, то взамен за эту воду и невыработанную электроэнергию мы получали от Узбекистана и Казахстана в достаточном объеме уголь, топочный мазут и природный газ. Однако за последние десять лет эта ситуация для Кыргызстана менялась в худшую сторону. Об этом известно каждому кыргызстанцу.
Третий. Не нужно представлять ситуацию таким образом, будто Кыргызстан хочет перекрыть все ручьи и потоки, которые формируются на его территории и текут к нашим соседям. Речь, повторяем, идет только о 23 миллиардах кубометров, накапливаемых ежегодно в водохранилищах и других ирригационных сооружениях республики. Никто не собирается взимать плату за использование воды Кыргызской реки Каркыра, среднегодовой сток которой составляет ЗбО млн. кубов и который полностью уходит на территорию Казахстана. Точно так же обстоит дело и с Таш-Уткульским водохранилищем, построенным Казахстаном в 70-х годах в низовьях реки Чуй без согласования с Кыргызской Республикой, в котором накапливается до 1 млрд. кубов воды только благодаря стоку из таких кыргызских рек, как Чуй. Чон-Кемин, Ысык-Ата, Кара-Балта и др. За эту воду Кыргызстан также не требует платы.
Четвертый - это международные нормы. Во всех государствах по проблеме межгосударственного - использования водных ресурсов неизменно действует принцип, который гласит: "Если государство, находящееся выше по течению водотока, построило на нем ирригационный объект, и этот объект приносит выгоду государству, находящемуся ниже по течению, то определенную долю этой выгоды получает то государство, которое построило ирригационный объект". К примеру, канадцы давно рассматривают свои водные ресурсы как товар и продают их соседям на справедливой и взаимовыгодной основе. Даже Соединенные Штаты Америки, являясь могущественным государством, нуждаясь в пресной воде Канады, не оказывают на нее силового давления с тем, чтобы она бесплатно давала свои -водные ресурсы под предлогом, что «вода - божий дар, который принадлежит всем», о чем свидетельствует договор между этими странами о совместном использовании водных ресурсов реки Колумбия, подписанный ими в 1961 году. Пятый. Здесь, пожалуй, нашим соседям уместно задаться вопросом: готовы ли они потерять прибыль, которую имеют в результате использования воды, накапливаемой в водохранилищах Кыргызстана, и вернуться к огромным растратам на преодоление проблем, которые у них могут возникнуть, не дай Бог, в результате прорыва хотя бы одного из них? Ответ на этот вопрос заслуживает отдельного разговора.
Что имеем - не храним, потерявши - плачем?
Возможно, соседям сегодня нет дела до того, что в результате строительства межгосударственных ирригационных сооружений на территории Кыргызстана было затоплено 47 тысяч гектаров земель, в том числе 16 тысяч гектаров орошаемой плодородной пашни. Размеры убытков, которые терпит республика вследствие вывода из сельскохозяйственного оборота затопленных плодородных земель, ежегодно составляют 129,5 млн. сомов (нетрудно подсчитать общую сумму убытков за последние 33-35 лет, истекших после ввода в эксплуатацию межгосударственных ирригационных сооружений). Но тогда как они отреагируют на такие факты и цифры?
До 60-х годов паводковыми водами подтапливались поливные земли Узбекистана, Казахстана и Таджикистана. Поэтому чтобы обеспечить безаварийный пропуск паводковых вод, эти республики были вынуждены строить противопаводковые устройства по защите городов, населенных пунктов, железных и шоссейных дорог, мостов, промышленных предприятий, гидротехнических сооружений, поливных земель; создавали большие аварийные запасы строительных материалов, привлекали огромное количество рабочей силы, механизмов и автомобильного транспорта к проведению защитных работ. На все это тратились сотни миллионов советских рублей.
Строительство на территории Кыргызстана и ввод в эксплуатацию Токтогульского гидроэнергетического узла навсегда избавили от таких проблем бассейн реки Сырдарьи. Нарынские гидроузлы спасли большой Ферганский канал и другие ирригационные сооружения в Узбекистане и Казахстане от заиливания, на устранение которого также тратились многомиллионные средства.
Уч-Курганская гидроэнергетическая плотина на реке Нарын более тридцати лет ежегодно орошает свыше 45 тыс. га новых земель в Узбекистане. Андижанское водохранилище проектной емкостью 1,7 млрд. кубов воды построено также на территории Кыргызстана, его наполняет сток Кыргызской реки Карадарьи. Водохранилище обеспечило орошение 340 тыс. гектаров узбекских земель.
Папанский гидроузел построен также на кыргызской реке Ак-Буре на 40 млн. рублей. Из 700 миллионов кубов годового стока реки только 260 млн. кубов используется нашей республикой, а остальное подается в Узбекистан.
Благодаря кыргызстанским гидроузлам валовой сбор хлопка-сырца в Узбекистане, например, в 1987 году составил 4858 тыс. тонн, то есть увеличился с 1969 года на 1809 тысяч тонн. А валовой сбор риса в Казахстане с того же 19б0по 1987 год увеличился с 231 до 654 тыс. тонн.
Введенное в 1975 году в эксплуатацию Кировское водохранилище на кыргызской реке Талас объемом 550 млн. кубов воды, которое, кстати, обошлось Кыргызстану более чем в 50 млн. рублей, позволило Джамбульской области Казахстана увеличить площади орошаемых земель на 15 тыс. гектаров и повысить водообеспеченность 45 тыс. гектаров существовавшего орошения. Ежегодно Казахстану подается 800 млн. кубов воды. До его сооружения вода р. Талас в осенний и зимний периоды бесполезно уходила в пустыню Казахстана.
На кыргызской реке Чуй построена межгосударственная Орто-Токойская плотина объемом 470 млн. кубометров, 30 процентов которых подается Казахстану. От Орто-Токоя берет начало Большой Чуйский канал длиной 148 км, из которых более 40 км проходит по территории Казахстана. Большой Чуйский канал, Чумыщская плотина, Атбашинскии и Георгиевский каналы Кыргызстана также обслуживают хозяйства Джамбульской области Казахстана.
В целом же объем ежегодно накапливаемой воды только в Токтогульском, Кировском, Орто-Токойском и Папанском водохранилищах составляет почти 23 куб. километра. Только 7 процентов этого объема потребляет сам Кыргызстан, а весь остальной объем вот уже на протяжении нескольких десятилетий регулярно подается Узбекистану, Казахстану и Таджикистану.
Перечислять можно долго, но нужно ли?..
Аргумент последний.
Найдется ли у соседей разумное оправдание в случае катастрофы? Ведь кыргызские межгосударственные гидроузлы построены давно, и они не смогут служить вечно, если не обеспечивается их надежное техническое обслуживание, вдобавок ко всему они расположены в высокосейсмичной, восьми-девятибалльной зоне. Уже сегодня часть оборудования гидроэнергоузлов и гидро-энергосооружений подлежит безотлагательной замене. На это нужны реальные действия и реальные средства уже сегодня, уже сейчас.
Д. Щудро