И КАБУЛ: ЛЕД ТРОНУЛСЯ Таджикистан предпринимает шаги по нормализации отношений с новым афганским правительством.
Владимир Давлатов из Душанбе, специально для Института по освещению войны и мира
Теперь, когда в Афганистане свергнут режим талибов, Таджикистану предстоит практически заново строить свои отношения с этим государством. Официальный Душанбе заинтересован в нормализации отношений с соседом, но предпочитает действовать осторожно.
В последние годы руководство Таджикистана выступало против правящего в Афганистане движения «Талибан» и всецело поддерживало законное правительство этой страны во главе с президентом Бурхануддином Раббани - этническим таджиком. Однако Раббани ушел со сцены, и теперь Душанбе придется находить общий язык с пуштунами, представитель которых - Хамид Карзай - возглавляет нынешнее правительство Афганистана. Это может осложнить отношения с весьма многочисленной таджикской диаспорой в Афганистане.
Осторожность в действиях Душанбе объясняется и неясным будущим самого Афганистана.
Тем не менее, сейчас Таджикистан и Афганистан понимают, что очень нужны друг другу. Вместе они смогли бы внести весомый вклад в решение поистине глобальных проблем. Обоим государствам хорошо известно, что такое терроризм, религиозный экстремизм и наркоторговля. И в новой кабульской администрации, и в Душанбе осознают, что объединение усилий в борьбе с этим злом пойдет на пользу обеим странам.
Правительству Таджикистана удалось пресечь в своей стране деятельность религиозных экстремистов. Как известно, воинствующие исламские группировки, такие как Объединенная таджикская оппозиция и Исламское движение Узбекистана, ранее совершали вооруженные вторжения вглубь Таджикистана с баз, находящихся, на афганской территории. Первая была расформирована, но вторая, по всей видимости, пережила американские воздушные удары и по-прежнему представляет угрозу безопасности Таджикистана.
Таджикистан давно уже служит перевалочным пунктом для большей части афганских наркотиков, поставляемых в Россию и Европу. Душанбе кровно заинтересован в том, чтобы новые афганские власти положили конец наркобизнесу в своей стране.
Со своей стороны правительство Хамида Карзая также заинтересовано в сотрудничестве с Таджикистаном. Сейчас через Таджикистан проходит огромное количество гуманитарных грузов для афганского народа. Кроме того, через таджикскую территорию идет переброска войск для выполнения миротворческой миссии в Афганистане. О том, что Таджикистан и Афганистан могут и желают сотрудничать, свидетельствует недавний визит в Душанбе Хамида Карзая, который провел переговоры с президентом Эмомали Рахмоновым. Оба лидера много говорили о необходимости продолжать совместную борьбу с терроризмом и наркобизнесом, отметив при этом, что возрождение Афганистана невозможно без мощной экономической поддержки мирового сотрудничества.
«Надеюсь, что будут восстановлены не только политические, но и экономические связи с Афганистаном, так как от экономического развития Афганистана напрямую зависит стабильность и в нашей стране», - заявил Рахмонов на пресс-конференции.
Хамид Карзай также заявил о необходимости укреплять добрососедские отношения между двумя странами. Отметив весомый вклад Таджикистана в установление мира в Афганистане, Карзай выразил желание видеть таджикских военных в составе миротворческих сил на своей территории.
«Мы приветствуем размещение миротворческого контингента, и большая часть афганского народа солидарна с нами. Мы хотели бы, чтобы в составе миротворческих сил в Афганистане были таджики», - сказал афганский премьер в ответной речи.
Итак, и Таджикистан, и Афганистан заинтересованы в налаживании отношений, однако многие эксперты полагают, что еще рано говорить о перспективах их сотрудничества. Ведь пока никто не может прогнозировать, как будет развиваться ситуация в Афганистане.
В этой стране, где проживает огромное количество этнических групп, племен и народностей, смена власти никогда не происходила политическим путем, а только военным. Даже сейчас, когда, казалось бы, все стороны вместе идут к созданию нового Афганистана, в рядах Северного альянса периодически вспыхивают междоусобные конфликты. Опасение вызывает и тот факт, что многие бывшие высокопоставленные талибы, сбрив бороды, могут войти в новое правительство и проводить внешнюю политику, мало чем отличающуюся от той, что проводил «Талибан».
Именно поэтому аналитики с большой долей скепсиса говорят о будущем Афганистана, полагая, что военный конфликт в этой стране может вспыхнуть с новой силой, и тогда случае ни о каком политическом и экономическом сотрудничестве между Таджикистаном и Афганистаном не может быть и речи.
Если это произойдет, в Афганистане по-прежнему будет процветать наркобизнес. На вырученные от него деньги будет приобретаться оружие, а различные экстремистские силы буду находить здесь пристанище.