США - не угроза
Эксперт дня: Георгий Мирский Нынешний визит узбекского президента Ислама Каримова в США подтверждает обозначившуюся после событий 11 сентября тенденцию: Центральная Азия, ранее прозябавшая где-то на задворках мировой политики, вышла на ее авансцену.
Узбекистан и Таджикистан сыграли ключевую роль в антитеррористической операции, успешно проведенной американцами в Афганистане. И Буш, и пакистанский лидер Мушарраф должны, как говорится, по гроб жизни быть благодарны как президентам Каримову и Рахмонову, так и в особенности Путину, без санкции которого узбекские и таджикские руководители, конечно, не смогли бы впустить к себе американских военных.
Несмотря на свои военные успехи, американцы не только не собираются уходить из Центральной Азии, но наращивают там свое военное присутствие. На базе Ханабад в Узбекистане и в аэропорту Манас в Киргизии регулярно приземляются как истребители F-15 и F-16, так и транспортные самолеты, что, кстати, приносит в казну этих стран немалые деньги. Кроме того, США собираются утроить свою помощь Узбекистану, доведя ее до 150 млн долларов в год, а также помочь республикам региона в модернизации их вооруженных сил. "Вашингтон пост" пишет: "Американский интерес в усилении своей вовлеченности в дела мусульманских стран Центральной Азии шире, чем проблема военных баз...".
Неудивительно, что многие российские политики и военные проявляют озабоченность: а не сдал ли Путин Центральную Азию американцам, которые намерены обосноваться там всерьез и надолго? Для людей, убежденных в том, что госдепартамент США и Пентагон денно и нощно только и думают о том, чтобы окружить Россию, вытеснить ее из того или иного региона, ослабить ее и добить, американское присутствие в Центральной Азии служит лишним доказательством экспансии единственной оставшейся сверхдержавы.
На самом деле Центральная Азия находится далеко не на верхней ступеньке лестницы внешнеполитических приоритетов США, но имеются два фактора, объясняющих возросший интерес Вашингтона к этому региону. Первый - это нефть. Американские нефтяные компании участвуют в добыче казахстанской нефти, с чем связана и проблема Если американцы помогут властям центральноазиатских стран создать боеспособную армию, России не следует этому препятствовать прокладки нефтепроводов к Черному морю или Индийскому океану. Для обеспечения безопасности транспортировки нефти необходимо гарантировать стабильность в Центральной Азии. Второй фактор, тесно связанный с первым, - борьба против экстремистских исламистских группировок в данном регионе; американцы опасаются того, что узбекские и таджикские единомышленники разбитых афганских талибов могут превратить Центральную Азию в новый очаг международного терроризма.
Какое нам до этого дело? Я вспоминаю, как в 1992 году, будучи в Узбекистане, оказался в Намангане, одном из центров Ферганской долины, и мне удалось встретиться с двумя людьми из числа тех, кого там называли ваххабитами. Один из них прямо заявил, что, несмотря на поражение, которое им нанес президент Каримов, борьба только начинается, и вслед за неминуемым торжеством ваххабитов в Узбекистане их влияние быстро распространится на всю Центральную Азию, на Казахстан. "А дальше, - многозначительно сказал он, глядя на меня в упор, - не забывайте, сколько мусульман живет в самой России. Может быть, двадцать миллионов, да? А от Казахстана до Волги уже рукой подать, и на очереди будет Татарстан. Вот когда зеленое знамя поднимется над Казанью, все поймут силу ислама...". И нельзя было сомневаться в его решимости - достаточно было взглянуть в его холодные глаза пулеметчика за стеклами очков.
Не случайно ведь российская 201-я мотострелковая дивизия уже много лет стоит в Таджикистане - стране, с которой у нас вообще нет общей границы. Российское руководство давно поняло, что если волна воинствующего исламизма перекинется из Афганистана в бывшие советские среднеазиатские республики, может начаться цепная реакция. Неизвестно, действуют ли бойцы выброшенной американцами из Афганистана террористической организации "Аль Каеда" на таджикской и узбекской земле, но и без них местные мусульманские экстремисты, мечтающие об "исламской республике", имеют вооруженные отряды, в течение уже многих лет дестабилизирующие обстановку в регионе. Если американцы смогут помочь властям Узбекистана, Таджикистана и Киргизии создать современные боеспособные вооруженные силы, чтобы они смогли успешно противостоять подрывным элементам, России не следует этому препятствовать - ведь такое развитие событий в наших же интересах.
Если же говорить о том, как отразится на геополитическом положении России долговременное пребывание американских военных в центральноазиатском регионе, то это зависит от общего курса нашего руководства, от целого комплекса проблем, включающих в себя вопросы и противоракетной обороны, и расширения НАТО, и сотрудничества в области борьбы против международного терроризма, и экономических отношений. Безусловно, некоторые аспекты нового, чрезвычайно активного внешнеполитического курса Соединенных Штатов вызывают во всем мире, в том числе и у нас, беспокойство. Надо надеяться, что у российского руководства хватит и мудрости, и гибкости для того, чтобы использовать ситуацию, сложившуюся в мире после 11 сентября, таким образом, чтобы Россия от этого не пострадала, а только выиграла. А Центральная Азия не станет американской колонией. Ей уже удалось счастливо избежать многих опасностей, катастроф, которые ей предсказывали десять лет назад. Путь независимого развития чреват потрясениями и даже взрывами, но его успех зависит прежде всего от соотношения внутренних сил, а не от России или Америки.
Автор - главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН