CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

icb.kg

ПОТЕПЛЕНИЕ В ТАДЖИКСКО-УЗБЕКСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

11 апреля 2002

В ТАДЖИКСКО-УЗБЕКСКИХ ОТНОШЕНИЯХ Владимир Давлатов из Душанбе, специально для Института по освещению войны и мира

Развернувшаяся под эгидой США и их союзников борьба с международным терроризмом в последнее время сблизила позиции Таджикистана и Узбекистана. Эксперты, однако, считают это явление временным, так как глобальные проблемы между этими двумя центральноазиатскими государствами остаются нерешенными.

Двусторонние отношения все время враждовавших между собой Таджикистана и Узбекистана сейчас заметно улучшились. Эти две страны уже долгое время обходятся без каких-либо взаимных обвинений. Кроме того, на уровне руководства этих государств был подписан ряд важных документов, предполагающих углубление сотрудничества и в политике, и в экономике.

Объяснение практически чудесного потепления отношений между Таджикистаном и Узбекистаном, которые с момента обретения независимости так и не смогли найти общий язык, а только продолжали отгораживаться друг от друга, эксперты видят прежде всего в осознании этими странами необходимости объединить усилия в борьбе с международным терроризмом. Особенно на фоне событий в Афганистане, где до сих пор проводится американская военная кампания.

Таджикистан и Узбекистан, как приграничные с Афганистаном страны и участники международной антитеррористической коалиции, стали играть ключевую роль в Центрально-Азиатском регионе, а потому, по мнению экспертов, сейчас Западу крайне невыгодно, чтобы эти страны продолжали враждовать.

«Я думаю, что особую роль в потеплениях между Таджикистаном и Узбекистаном сыграли США. Им выгодно, чтобы страны дружили и сотрудничали, ведь в этом случае американскому правительству легче реализовывать свои планы по борьбе с терроризмом в Афганистане», - считает таджикский политолог Рашид Гани.

Улучшение отношений налицо. В конце прошлого года в Ташкенте побывал президент Таджикистана Эмомали Рахмонов с первым за всю историю таджикско-узбекских отношений официальным визитом. Главы двух государств договорились о более продуктивном сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом, преступностью и наркобизнесом. А уже в начале этого года узбекскую столицу посетил и таджикский премьер, который обсудил со своим коллегой экономические проблемы.

До этого момента в таджикско-узбекских отношениях была долгая черная полоса недоверия и неприязни. Узбекистан, который в течение всего советского периода контролировал Таджикистан, явно был недоволен промосковскими взглядами нынешнего таджикского руководства и его стремлением к самостоятельности.

Страны каждый раз обменивались обвинениями в укрывательстве государственных преступников и вводили друг против друга различные санкции, что только ухудшало из года в год двусторонние отношения.

В частности, узбекское правительство утверждало, что именно на таджикской территории находился лидер Исламского движения Узбекистана Джума Намангани, боевики которого сначала в 1999 году вторглись в Кыргызстан, а уже в 2000 г. в Узбекистан. Таджикское правительство в свою очередь заявляло, что мятежный полковник Махмуд Худойбердыев -- организатор двух госпереворотов в Таджикистане - свободно живет в Узбекистане.

Но вот появились неофициальные данные о том, что эти два одиозных человека мертвы: Худойбердыев якобы погиб в пьяной драке под Ташкентом от рук своего соратника, а Намангани вроде бы тоже был убит - в результате американского ракетного удара по Афганистану, где последнее время базировался главный узбекский оппозиционер.

Отсутствие проблемы, связанной с Худойбердыевым и Намангани, по мнению экспертов, могло стать еще одной причиной для улучшения отношений между Таджикистаном и Узбекистаном - теперь нет одного из главных поводов для вражды. Однако стопроцентно утверждать, что Худойбердыева и Намангани нет в живых, нельзя, так как нет подтверждений, что кто-то видел их мертвыми.

Эксперты опасаются, что после того, как история с Афганистаном пойдет на убыль, а США уменьшат свое внимание к странам Центральной Азии, все еще существующие проблемы между двумя государствами вновь дадут о себе знать. И здесь речь идет не только о том, что Худойбердыев и Намангани могут вдруг «воскреснуть» и тогда вновь появится повод для взаимных обвинений. Здесь стоит вопрос о глобальных проблемах между этими странами.

«Трудно будет стать хорошими соседями. У нас до сих пор не решены пограничные, водные споры. Узбекистан так и не убирает свои мины с границы, в результате чего продолжают гибнуть мирные таджики, а нашим поездам по-прежнему запрещено транзитом пересекать узбекскую территорию», - сказал корреспонденту IWPR один таджикский правительственный чиновник, пожелавший остаться неназванным.

Таджикистан и Узбекистан до сих пор не решили вопрос о делимитации и демаркации своих границ. Не пришли к консенсусу они и по спорным водным вопросам. Кроме того, уже более 40 мирных таджиков погибли с августа 2000 года от узбекских мин на таджикско-узбекской границе. Эти мины были установлены для того, чтобы воспрепятствовать проникновению узбекских боевиков из Таджикистана в Узбекистан.

К тому же, как отметил источник в таджикском правительстве, узбекская сторона так и не смягчила условия визового режима между двумя странами, на территории которых, кстати говоря, проживают многочисленные этнические диаспоры обоих государств.

С другой стороны, можно понять и официальный Ташкет. Узбекским властям надоело, что соседний Таджикистан, как они считают, представляет «серьезную угрозу для их нормального существования». «Мы каждый раз на таджикских поездах задерживаем наркокурьеров. Сотни нелегальных мигрантов пытаются осесть в Узбекистане. Это сильно беспокоит наше правительство», - сказал корреспонденту IWPR узбекский дипломатический источник.

Также, по его словам, всё еще не решена проблема с ИДУ, и поэтому не исключены попытки со стороны узбекских боевиков проникнуть из Таджикистана в Узбекистан, тем более, что сейчас их основные места базирования в Афганистане уничтожены и у них единственная возможность спастись - это вернуться в Таджикистан.

Эксперты и аналитики полагают, что отношения между Таджикистаном и Узбекистаном еще долгие годы будут идти сложным, тернистым путем. «Идет становление независимости обоих государств, и без трудностей и сложностей здесь не обойтись», - считает таджикский политолог Рашид Гани.

InfoCenter Bishkek

icb.kg

Предыдущая статьяМежду двумя саммитами
Следующая статьяАмериканские законодатели выражают благодарность Узбекистану за дружбу и поддержку