достоинства
//GazetaSNG// Михаил Шалаев К 10-й годовщине установления дипломатических отношений между Туркменией и США
В современном мире, где все в большей степени превалируют законы глобализма, перед каждым новым (и не только новым) государством неизменно встает неизбежный вопрос: как строить отношения с «сильными мира сего»? Отвечают на него по-разному, в диапазоне от откровенного заискивания до беспочвенной и бессмысленной надменности, переходящей порой в агрессивность. Редко кому удается, точно выверив реалии и свои возможности, сбалансировать амбиции великих держав с национальными интересами собственного государства. Президенту Сапармурату Ниязову, похоже, удалось.
Если проследить десятилетнюю историю туркмено-американских отношений, то с очевидностью выявляется одна закономерность: туркменская сторона настойчиво искала и находила не полюса напряженности, взаимотталкивания, а точки совпадения интересов. Причем, таких интересов, реализация которых даже гипотетически не может причинить ущерб третиьм странам. В этом русле и формировались изначально отношения между Туркменией и Соединенными Штатами.
Вспомним хотя бы, как развивались и трансформировались проекты по строительству альтернативных трубопроводов для экспорта туркменских энергоносителей на мировые рынки. Соединенным Штатам с самого начала было ясно, что такие огромные запасы газа и нефти, обладателем которых является Туркмения, при выстраивании геополитической стратегии игнорировать невозможно. Понимали это и в Туркмении, учитывая, однако, что без привлечения крупных инвестиций все экспортные проекты останутся на бумаге. Было и четкое осознание, что Соединенные Штаты, в силу своих политических предпочтений, могут не поддержать, а то и заблокировать некоторые из предлагаемых маршрутов. С другой стороны, нельзя было не принимать во внимание, что Россия также имеет обоснованные претензии на особую роль и влияние в регионе.
В такой запутанной ситуации руководство Туркмении избрало единственно правильный путь: терпеливо и настойчиво предлагать и разрабатывать все новые варианты экспортных направлений, справедливо полагая, что в конце концов изменяющаяся обстановка в мире позволит совместить в одном из них интересы всех потенциальных участников. В результате, после осуществления антитеррористической операции в Афганистане, на первый план сегодня выходит проект строительства газовой магистрали из Пакистана и Индию, который туркменские специалисты разрабатывали совместно с американцами. Нет сомнений, что в конечном счете, в том или ином виде, найдут свое воплощение и другие разработанные маршруты. Можно уверенно констатировать, что выверенная, устойчивая позиция Туркмении в этом вопросе встретила понимание и уважение со стороны США.
То же можно сказать и о многих других ситуациях, когда действия Туркмении получали поддержку Соединенных Штатов благодаря своей взвешенности и обоснованности: в вопросе о получении статуса постоянного нейтралитета, в миролюбивой политике «невмешательства и равноудаленности» по отношению к участникам межафганского конфликта, в содействии по доставке гуманитарных грузов в Афганистан. Удивительно, но факт: Туркмении удавалось, уважая интересы партнеров, ни в чем не поступиться собственными. И хотя в туркмено-американских отношениях порой присутствует некоторое недопонимание, например, по вопросу демократизации общества, в целом такую позицию Ашхабада вполне обоснованно можно назвать позицией достоинства.
Сегодня туркмено-американские отношения развиваются поступательно и конструктивно, включая в себя политику и экономику, науку и культуру. США являются одним из активных торговых партнеров Туркмении, экспортирующим в страну сельскохозяйственную технику, нефтяное оборудование, компьютерную технику, медикаменты. В свою очередь, из Туркмении импортируются хлопок и трикотажные изделия, йод, нефтепродукты и многое другое. В рамках совместной программы академического обмена, финансируемой Бюро по образованию и культуре Госдепартамента США, в Соединенных Штатах побывали уже свыше 400 граждан Туркмении. В Туркмению регулярно приезжают представители американской культуры и искусства.
Можно констатировать, что, несмотря на явно неравнозначный политический и экономический «вес» Туркмении и США на международной арене, основанное на уважении взаимных интересов двустороннее партнерство, в конечном итоге, оказывает серьезное влияние на поддержание мира и стабильности в регионе и позволяет Ашхабаду в непростых условиях достаточно эффективно реализовывать свои национальные интересы.