CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

chechnya.km.ru

ДОЛГО ЛИ ЕЩЕ БУДЕТ ПРОЦВЕТАТЬ ИКОРНЫЙ БИЗНЕС НА КАСПИИ?

17 июля 2002

ЛИ ЕЩЕ БУДЕТ ПРОЦВЕТАТЬ ИКОРНЫЙ БИЗНЕС НА КАСПИИ? Координационно-аналитический центр р/станции "Голос России"

Браконьерский сезон на Каспии фактически не прекращается круглый год. Пик приходится на апрель-май (добыча севрюги и осетра), затем октябрь-декабрь (лов белуги). Мощным стимулом к фантастическому росту браконьерства стала безработица последних десяти лет в России, Азербайджане, Казахстане.

За это время мощные браконьерские кланы сложились в Дагестане и Калмыкии. Здесь каждый знает свои обязанности: одни ловят, другие занимаются разделкой и доставкой товара, третьи продают, четвертые (а это нередко представители местной власти, правоохранительных органов и криминальные авторитеты) покровительствуют.

Еще недавно хищнический лов велся рыбацкими сейнерами, которые специально доставлялись даже с Черного и Азовского морей. Тогда донными тралами за одну ходку вылавливали по 30-50 тонн рыбы ценнейших пород. Активными действиями пограничников траловный лов был пресечен, однако хищническое разграбление биоресурсов Каспия продолжается.

Нынешней весной цена черной икры на рынках Дагестана колеблется в пре-делах от полутора до трех тысяч руб-лей за килограмм. В Москве ее сто-имость на рынках вырастает в пять-семь раз, а в обычном магазине состо-ятельные люди платят от 1200 до 1500 рублей за стограммовую баночку. Особенно ценятся паюсная икра, белужья крупнозернистая и так называемая дубайская, которая нелегально отправляется в основ-ном за границу. По мнению независимых экспертов, в ближайшие годы цены на этот деликатес многократно возрастут. Дело в том, что на Каспии осталось всего три действующих за-вода по производству мальков. И, хотя вылов осетровых пород запрещен, общее воспроизводство рыбного ко-сяка идет в три раза медленнее, чем его браконьерское уничтожение. Эк-спертная комиссия, закончившая недавно изучение биоресурсов Каспия, сделала неутешительный вывод: при сохранении нынешних темпов хищни-ческого лова знаменитое озеро-море может полностью лишиться своих рыб-ных запасов уже через пять - семь лет.

Но браконьеры безразличны к прогно-зам ученых. Каждая лодка может поста-вить до 20 стометровых стенок из сетей. Притопленные, они находятся в море практически весь сезон. Деликатесная рыба - создание нежное, портится быст-ро. Поэтому сети, когда позволяет пого-да, проверяют почти ежедневно. Если очень повезет с уловом, то в одну стен-ку может попасть несколько десятков крупных рыбин. Тогда головы, хвосты и внутренности выбрасывают в море, а икру и туши доставляют на берег.

Криминальные промысловики - люди далеко не бедные. Лодка с моторами стоит до 15 тысяч долларов, добавьте прибор GPS, а также сети, грохотки, крючья и про-чую мелочь, иногда - оружие. С таким обеспечением браконьеры могут ухо-дить в море за сотню километров от берега. Работа рискованная - ежене-дельно гибнет один, а то и два чело-века. Поэтому сами хозяева лодок редко выходят в море, а всего за 100-200 рублей в день нанимают пришлых безработных азербайджан-цев или своих сородичей из тех, кто победнее. Те идут на промысел, как на линию фронта - все документы и деньги оставляют на берегу.

О каждом выходе в море хозяева лодок обязаны информировать пограничников. Но это либо вообще не делается , либо называют один пункт, а плывут в другой, где и занимаются ловом в открытую. Когда браконьеры видят, что их обнаружили и от погони не уйти, за борт выбрасывают все, что свидетельствует о незаконном промысле - рыбу, икру, сети, крючья, остроги. А если уже деваться некуда, начинается импровизированный спектакль на тему «мы не браконьеры, а это чья-то сеть зацепилась за винт, и мы идем ее сдавать в Госморинспекцию». Другая, столь же профессионально разыгрываемая сцена - «мы бедные, дети помирают с голоду, а незаконный промысел единственный способ выжить».

Но если бы преступники ограничились только этим. У всех в памяти взрыв жилого дома в Каспийске, когда 16 ноября 1996 года разом погибли 68 человек. Преступники все еще на свободе, но многие уверены, что этот террористический акт - месть главарей икорной мафии. А ровно год назад, когда была проведена широкомасштабная акция по задержанию браконьеров и у них изъяли множество орудий лова, толпа в тысячу человек ворвалась на погранзаставу «Избербаш» и успела растащить 22 из 70 конфискованных лодок. Тогда обошлось без выстрелов и кровопролития. Но порядок удалось навести только с помощью ОМОН.

Поймав браконьера и задокументировав факт преступного лова, пограничники имеют право оштрафовать его всего на пять-десять минимальных окладов. Но тысяча рублей для браконьера - сущая мелочь, как, впрочем, и те санкции, которые налагает Госморинспекция. Вместо запуганных и оборванных браконьеров оплачивать штраф приезжают хозяева байд - на иномарках и с толстыми от купюр барсетками. Впрочем, и штрафы они не торопятся выплачивать. За прошлый год общая сумма штрафных санкций составила 827 с половиной тысяч рублей. По данным Госморинспекции, из них реально выплачено только 41 тысяча рублей. Фактически же ущерб составил 7 млн. 236 тыс. 335 рублей.

Еще хуже положение в судебных инстанциях. Из 767 нарушений в отношении 841 браконьера, задержанного в прошлом году, в следственные органы направлен всего 261 материал. Осуждены же были только 66 человек, причем большая часть - условно.

Дела разваливаются в суде. Хорошо оплаченные адвокаты, используя процессуальную казуистику, добиваются минимальных санкций. А покровители икорной мафии, используя свой административный и криминальный ресурс, вообще лишают большую часть дел судебной перспективы.

Каков же выход из создавшейся ситуации? Ведь одними запретами ничего не добиться. Пока у простых людей нет постоянной, хорошо оплачиваемой работы они наперекор всему будут выходить в море. Организация заказников в районах нереста тоже не решит задачу - рыбу выловят еще на подходе. Необходимы квотирование добычи рыбы и продажа лицензий на ее вылов в совокупности с жесткими уголовно-административными мерами за нарушения. Нужны и новые рыборазводные заводы. Крайне необходимы международный юридический статус Каспия и объединенные усилия всех приграничных стран в деле борьбы с браконьерством.

Лишь эти меры позволят нам в будущем видеть осетрину и черную икру не только в кино, но и на своем столе, и пусть даже только по праздникам.

Обозреватель Владимир Алексеев

СРЕДА, 17.07.2002, 15:05

chechnya.km.ru

Предыдущая статьяГосударства бывшего Советского Союза имеют ключевое значение для наращивания военной мощи Китая
Следующая статьяВ масштабных учениях на Каспии примут участие Минобороны, пограничники, МЧС, ФСБ и Минтранспорта