CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ТУРЦИИ МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА СТАБИЛЬНОСТЬ В РЕГИОНЕ

17 июля 2002

КРИЗИС В ТУРЦИИ МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА СТАБИЛЬНОСТЬ В РЕГИОНЕ Джонас Горветт

Как единственное исламское государство-член НАТО Турция играет ключевую роль в стратегических планах Альянса на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Волна отставок в правительстве вызывает беспокойство властей, считающих, что внутренний кризис может оказать воздействие на военный и внешнеполитический курс Турции.

После двух новых отставок, из-за которых Демократическая левая партия (DSP) может лишиться статуса парламентского большинства, турецкие СМИ сообщили 15 июля, что парламент будет созван на чрезвычайную сессию для обсуждения вопроса о досрочных выборах. Сессия 1 сентября созывается по настоянию правой Партии националистического действия (MHP) и на сегодня является наиболее явной угрозой власти Эджевита. Между тем Эджевит, твердо отвергающий призывы к своей отставке, заявил, что пересмотрит свою позицию, если вместе с ним в отставку уйдет министр экономики Кемаль Дервис. 11 июля Дервис объявил о своей отставке, однако в тот же день взял свои слова обратно. «Если г-н Дервис примет другое решение, я, наверное, вынужден буду подать в отставку», - приводит слова Эджевита MSNBC. Нарастающее недовольство в турецком парламенте заставляет наблюдателей испытывать беспокойство в связи с будущей ролью страны в мире.

Наблюдатели, в частности, обеспокоены выходом из правящей Демократической левой партии министра иностранных дел Исмаила Джема, о котором он объявил 11 июля. Деятельность Джема связана с целым рядом внешнеполитических успехов. Используя дружбу с греческим министром иностранных дел Йорго Папандреу, он убедил своих сограждан согласиться на сближение со своим традиционным врагом - Грецией. Благодаря Джему произошло потепление отношений с восточным соседом Турции - Арменией. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Однако, несмотря на преимущества, которые можно извлечь из этих союзов в будущем, большинство обозревателей в Анкаре обеспокоены тем, что выход Джема из DSP повлияет на отношения Турции с Европейским Союзом и поставит под вопрос ее стремление стать членом ЕС.

«Для многих турецких правительств вопросы внешней политики не имели значения во внутриполитической борьбе, - говорит декан факультета политологии Стамбульского университета «Билги» Ильтар Туран. - Однако сегодня спор идет о том, каким образом все это повлияет на способность Турции соответствовать критериям, необходимым для вступления в ЕС». Уже больше 10 лет турецкая внешняя политика строилась с учетом вопроса о членстве страны в Евросоюзе. Наблюдатели ожидают, что на саммите ЕС в Копенгагене будет намечена дату начала переговоров о вступлении Турции в Европейский Союз. Однако, чтобы обеспечить себе место в ЕС, Турция должна осуществить ряд внутренних реформ - вызов, на который будет трудно ответить в свете последнего политического кризиса. Среди необходимых реформ - статус национального меньшинства для 12 миллионов этнических курдов и отмена смертной казни. (Это будет касаться и смертного приговора для курдского активиста Абдуллы Оджалана). Кроме того, Турция должна предпринять конкретные шаги для разрешения давнего территориального спора на Кипре.

Политический кризис вынудит турецких политиков пересмотреть свои позиции по этим трудным проблемам. Какое-то время MHP отвергала возможность решения проблем, связанных с киприотами и курдами. После того как правые составили второй по значению блок в трехпартийном коалиционном правительстве, возникла патовая ситуация. Сегодня интернационализм Джема сменился настроем, в гораздо меньшей степени расположенным к реформам, например в лице нового вице-премьера Шюклю Сина Гюреля. Фактически, правительство, скорее всего, склонно отвергнуть требования ЕС. «Разумеется, нынешнее правительство не желает разрыва с ЕС, но оно может занять эту позицию после прихода к власти MHP», - предупреждает Туран.

MHP, благодаря которой была созвана чрезвычайная сессия парламента, призывает к проведению досрочных выборов в ноябре, в то время как третий партнер по коалиции, Партия отечества, поддерживающая требования ЕС, считает, что выборы должны пройти в конце сентября. Правые хотели бы избавиться от требований Евросоюза, а по плану Партии отечества правительству должно быть дано время на решение поставленных ЕС вопросов. Позиции партий расходятся и по другим важнейшим вопросам региональной политики, таким, как подготовка к возможной войне с Ираком. Соответственно, подрывается доверие к турецкому рынку. «Нам хорошо известно, что в американской и европейской прессе вновь начинается обсуждение идеи войны с Ираком, - говорит Хакан Авджи, стамбульский аналитик Global Securities. - Этот вопрос приобретет большое значение в начале 2003 года и является фактором серьезного риска». Нападение на Ирак не только не будет пользоваться популярностью среди турецкого населения, но и подорвет позиции большинства политических лидеров страны.

Однако в ситуации хаоса, охватившего правительство, трудно понять, как турецкие политики отнесутся к агрессивным планам США и Великобритании. «Независимо от того, какое правительство будет у власти, - говорит Туран, - Турция несколько напугана американскими интервенциями. Разумеется, другой вопрос, способна ли она будет избежать участия в такого рода предприятиях под давлением США».

В ситуации нестабильности в регионе выборы могут привести к неожиданным результатам. Предприниматели и финансисты, а также обширный городской средний класс надеются, что Джем вместе с Дервисом и бывшим вице-премьером Хусаметтином Озканом образуют «сказочную команду», способную объединить центристов. Однако эти надежды практически не имеют оснований и могут быстро смениться враждебностью. «Многие потеряли работу или доходы после финансового кризиса, - говорит аналитик Алп Текинче из стамбульской компании Ekinciler Securities. - Распространено чувство горечи в связи с тем, что экономическая программа, поддержанная МВФ, практически ничего не дала рядовым турецким гражданам».

Любая пришедшая к власти политическая партия сможет использовать это чувство горечи и изменить внешнеполитический курс, что будет иметь серьезные последствия и для региона в целом, и для самой Турции. «Все зависит от того, какое правительство у нас будет до выборов и насколько скоро произойдут сами выборы», - говорит Туран.

От редакции. Джонас Горветт - независимый журналист, живет и работает в Стамбуле.

eurasianet.org

Предыдущая статьяМосква активизировалась в Закавказье
Следующая статьяЭКОЛОГИ ТРЕБУЮТ ИНСПЕКЦИИ КИРГИЗСКИХ ЗОЛОТЫХ РУДНИКОВ ПОСЛЕ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ В КАРЬЕРЕ