Цена транзитной конкуренции //GazetaSNG.ru// Алексей Балиев
Турция снова ужесточила правила прохождения морских судов через Босфор и Дарданеллы: новые ограничения на танкерные перевозки здесь вступят в силу с 21 октября. Примечательно, что эти меры приняты одновременно с совещанием в Стамбуле министров экономики стран-членов Черноморской ассоциации экономического сотрудничества (ЧАЭС), которое рекомендовало создать в регионе зону свободной торговли.
Заметим, что недавно началось строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, по которому Азербайджан и Турция планируют перекачивать минимум 2/3 объема черного золота, добываемого в азербайджанском секторе Каспия. В такой ситуации Турции, конечно, невыгодно пропускать каспийскую нефть с конкурирующего направления - т.е. из Новороссийска или Туапсе через Босфор-Дарданеллы. Нефтетранзитные же доходы Анкары оцениваются в 1,5-1,7 млрд дол. в год, так что, в принципе, есть прямой резон заблокировать проливы.
Хотя международная конвенция о торговом судоходстве в Босфоре-Дарданеллах (Монтре, 1936 г.) требует заблаговременного информирования об изменениях режима транспортировки в проливах, Турция с середины 1990-х (со времени завершения проекта Баку-Джейхан) фактически игнорирует такое обязательство. По оценкам Минтранса и Союза российских судовладельцев, среднегодовые убытки России от "проливных ужесточений" Анкары достигают 400 миллионов долларов в год и эта цифра не окончательна.
Дело в том, что т урецкое правительство с 21 октября запретило "в темное время суток прохождение проливов судами, перевозящими опасные грузы", к коим относятся и нефть с нефтепродуктами. Кроме того, размеры этих судов жестко ограничиваются по длине: 200 метров на Босфоре и 250 метров - в Дарданеллах (вместо, соответственно, 230 и 290). Вдобавок, любые суда водоизмещением более 500 тонн и все суда с опасным грузом на борту должны запастись международным страховым полисом на случай нанесения экологического ущерба и соответствовать международным экологическим стандартам. А один из таких стандартов требует, чтобы танкеры, проходящие Босфор-Дарданеллы, имели двойную обшивку для предотвращения аварийных разливов нефти. Между прочим, именно такие наливные суда - можно сказать, в традиционном дефиците российского торгового флота.
Как полагают специалисты Минэнерго и Минтранса РФ, новые правила создадут серьезные осложнения прежде всего для России и иностранных компаний, которые вывозят свою нефть на мировые рынки именно через турецкие проливы. В частности, только по КТК (Каспийский трубопроводный консорциум) в Новороссийск будет поступать с 2004 года 28 млн тонн тенгизской нефти в год. А с пуском второй очереди КТК его мощность достигнет 67 млн тонн. Пропустить такой объем, одновременно с "чисто" российскими поставками Босфор-Дарданеллы вряд ли смогут. Быстро же заменить флот невозможно не только по технологическим, но и экономическим причинам.
Единственной альтернативой, как полагают в Турции, может стать только нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Впрочем, и Россия инициирует болгаро-греческий "обходник" проливов - 260-километровый трубопровод Бургас-Александруполис. Но эта артерия, скажем так, упирается в Эгейский бассейн, где многие нефтегазоносные участки - предмет ожесточенных споров Греции с Турцией. Из-за этого Эгейское море часто закрывается для международного судоходства.
В сложившихся условиях России придется использовать новую трансукраинскую нефтяную "трубу" Одесса-Броды-Гданьск и, вероятно, каким-то образом "подключиться" к артерии Баку-Тбилиси-Джейхан. Так, вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун полагает, что "скорее всего, необходимо построить ветку, которая соединила бы российскую систему трубопроводов с маршрутом Баку-Джейхан. Во-первых, это даст возможность перекачивать часть российской нефти минуя Босфор и Дарданеллы. А во-вторых, "труба" до Джейхана, транспортируя высококачественную каспийскую нефть в Средиземноморье, избавит менее качественную российскую от конкуренции с каспийском на европейском и средиземноморском рынках".
Один из вариантов такого "подключения" - нефтепровод Новороссийск-Туапсе-Сухуми-Поти-Батуми-Эрзурум, сооружение которого предусмотрено недавними договоренностями российских, грузинских и турецких компаний. Кстати, этот проект одобрен ЧАЭС. Но, опять-таки, ситуация в Абхазии и грузино-российских отношениях осложняет реализацию этого замысла. Кроме того, затраты по созданию этой артерии (850 млн-1 млрд дол.) окупятся, подчеркнем, при стабильной экспортной цене нефти, самое меньшее, в 34,5 доллара за баррель.
Иными словами, транзитная конкуренция за каспийскую нефть обостряется во всём черноморско-каспийском регионе.