ЭКСПЕРТЫ НАТО ОЦЕНИЛИ ЗАПАСЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО СЕКТОРА В 30 МЛРД.ТОНН Азербайджанский шельф еще не сказал своего последнего слова
Ф.АСИМ
Вчера, в рамках юбилейной выставки-конференции "Нефть и газ Каспия - 2003" начала работу конференция "Декада достижений - перспективы и потенциальные возможности".
В ходе первого заседания, посвященного тематике "Разработки месторождений и транспортировка углеводородных ресурсов - региональный обзор", министр топлива и энергетики АР Меджид Меджидов заявил, что подтвержденные запасы нефти в АР оцениваются на уровне 6 млрд.тонн, а газа - 4-5 трлн.кубометров. Только подтвержденные месторождения "Азери"-"Чираг"-"Гюнешли" (АЧГ) сегодня оценены на уроне 730 млн.тонн, а "Шахдениз" - 1 трлн. кубометров газа.
Впрочем, как отметил президент ГНКАР и председатель правления BTC Co Натик Алиев, наши подсчеты по сравнению с оценками, например, экспертов НАТО, достаточно скромны. Так, по их данным, углеводородные запасы в азербайджанском секторе составляют 30 млрд.тонн. Как отметил Н.Алиев, сегодня по проекту ранней добычи нефти среднесуточная норма уже составляет 120 тыс.баррелей нефти, а в ближайшее время bp увеличит добычу до 140 тыс.баррелей. Уже санкционированы работы по полномасштабной добыче нефти с месторождения "Азери" Фаза-1 и Фаза-2. Более того, по словам Н.Алиева, недавно в Лондоне были рассмотрены вопросы, связанные с началом полномасштабных работ по Фазе-3 и уже осенью ожидается их санкционирование.
Кстати, в то, что Азербайджан еще не сказал своего последнего слова, верит и сопредседатель конференции президент компании Exxon Дрю Гудбред. Он заявил, что Азербайджан сегодня открыт для иностранных инвесторов. На сегодняшний день Exxon вложила инвестиций порядка 1 млрд. долларов. Веру компании в азербайджанский шельф иллюстрирует завершение строительства буровой установки DSS-20, которая позволит проводить бурение с учетом толщи воды в 1 км, и дальнейшее бурение Каспийского дна до 10 км. Кстати, после ее сдачи в третьем квартале 2003 года, предусматривается начало бурения первой скважины на структуре "Зафар"-"Машал".
В ходе первого дня конференции были также рассмотрены вопросы статуса Каспия. Как подчеркнул заместитель министра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов, в бытность Советского Союза между СССР и Ираном на Каспийском море не было совместного недропользования, а граница проходила по линии Астара-Гасангули. Что же касается республик, входящих в состав СССР, то недропользование было разделено по секторам, в которых и проводились работы.
В вопросе определения статуса Каспия большой интерес вызвала и позиция России, высказанная заместителем министра иностранных дел РФ, специального представителя президента по Каспийским вопросам Виктора Калюжного. Как отметил В.Калюжный, подписание 9 января 2001 года в Баку Совместного заявления о принципах сотрудничества на Каспийском море ознаменовало существенное сближение позиций Азербайджана и России по проблемам Каспия. Ключевым в совместном заявлении было положение о том, что решать эти проблемы необходимо в соответствии с принципом поэтапности.
И подписанное 14 мая в Алматы Соглашение между Россией, Азербайджаном и Казахстаном о точке стыка линий разграничения был, по сути, завершением процесса раздела донных зон недропользования трех стран в северной и центральной части Каспия. Взаимодействие этих стран при освоении минеральных ресурсов Каспия обрело, таким образом, прочную международно-правовую основу.
Разумеется, многих интересовало - как же быть с Туркменистаном и Ираном, ведь в свете их "особой позиции" никак не удается достигнуть единого соглашения по статусу Каспия. В.Калюжный заявил: "Опыт разделения северного Каспия вполне мог быть применен и на юге, при этом, конечно же, мы говорим, что любое решение, которое примут южные страны, мы одобрим".
Как видно, Каспий продолжает оставаться "загадочным" регионом не только по своим запасам, но и в определении доли его прибрежных государств.