CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

gazetasng.ru

Особая реальность современного терроризма

5 июня 2003

Особая реальность современного терроризма //GazetaSNG// Александр Орлов

На днях президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон о ратификации соглашения стран- участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) о Региональной антитеррористической структуре (РАТС). Напомним, что в конце прошлого месяца ратификацию данного соглашения одобрил парламент республики. В соответствии с документом, утверждается региональная антитеррористическая структура, предназначенная для содействия координации и взаимодействия компетентных органов сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

В этой связи стоит отметить, что сегодняшние реалии диктуют совершенно иные принципы борьбы с терроризмом. Как отметил первый заместитель руководителя администрации президента Казахстана Марат Тажин на прошедшей в мае в Москве международной конференции "Российско-казахстанское сотрудничество в XXI веке. Проблемы обеспечения безопасности и противодействия угрозам терроризма", "главным связывающим фактором не может выступать внешний противник, как бы его не обозначили. Это устаревший стереотип - воевать на полях давно прошедшей войны. Реальным вызовом всему евразийскому пространству выступает другая опасность отставание от мирового экономического и технологического развития. Коротко говоря, снижение конкурентоспособности на глобальных рынках". По словам Тажина, выпадение из "потока современности" намного страшнее нежели архаические страхи о том, что кто-то кого-то колонизует. Выведение евразийского пространства за скобки эффективных мировых воспроизводственных циклов - это центральный вызов и угроза ближайшего десятилетия.

Первый заместитель руководителя администрации президента Казахстана также выразил уверенность, что трактовка безопасности как системы военно-политических мер устарела давно. Простое понимание того факта, что безопасность центральной части Евразии должна базироваться не столько на идеологических рудиментах или военном контроле, сколько на экономической прагматике, поможет нам избежать ловушек будущего.

События 90-х годов прошлого века наглядно продемонстрировали, что безопасность, понимаемая в широком ключе, будет являться одним из источников интеграционных устремлений. События, произошедшие после 1994 г. убедительно показали, что безопасность понятие далеко не статичное и новые угрозы не могли не повлиять на позицию политических элит, в том числе в Центральной Азии. Вместе с тем, по словам Тажина, ключевым фактором на будущее выступает обеспечение безопасности главных коммуникационных и энергетических стволов в направлении Север-Юг и Восток-Запад. Именно здесь находится "нерв" системы будущей евразийской системы безопасности. Естественный, вырастающий из прямой экономической мотивации как государственных, так и негосударственных игроков, фундамент инфраструктуры безопасности. В более стабильных условиях можно обманываться всякого рода идеологическим манками, но жесткость среды заставляет ориентироваться на прагматизм.

"Что касается более широкого региона Центральной Азии, то система безопасности на этом направлении связана не только с понятной борьбой с международным терроризмом и наркотраффиком. Ключевой долгосрочной проблемой безопасности в регионе, по видимому, станет дефицит водных ресурсов и регулирование водной проблемы, а также проблемы аграрного перенаселения в отдельных районах Центральной Азии. Различная политическая и этническая интерпретация процессов в Центральной Азии в основе своей имеет эти эколого-демографические основания или ограничения. Реальная система безопасности в этом регионе планеты возможна только в том случае, если будут решаться эти центральные вопросы. Для Центральной Азии страшен не только Бен Ладен, -заядлый дефицит чистой воды", - заявил Марат Тажин.

В этой связи, по его мнению, необходима четкая оценка ресурсной базы и потенциального интереса, в том числе, экономического. Это важно для того, чтобы вновь не оказаться в плену несбыточных иллюзий и не предъявлять счет прошлого в обмен на услуги настоящего периода. Совместная программа развития гидроэнергетики в Центральной Азии с участием российского и казахстанского капитала могла бы сыграть значительную роль в создании будущей инфраструктуры безопасности.

Новое экономическое переструктурирование мира только на поверхности выражается в прямых военных акциях, считает сотрудник администрации казахстанского президента. Суть процесса состоит в том, что национальные интересы во все большей степени детерминированы экономическими пространствами, а не формальными политико-административными границами. А разные государства мира имеют прямые экономические и стратегические интересы в тысячах километров от собственных административных границ. "Именно такое понимание безопасности, в том числе национальной, является более адекватным, нежели привычные, но оторванные от жизни суждения о жизненном пространстве или влиянии на прилегающие территории. Это влияние рано или поздно развеется, если под ним не будет лежать серьезный экономический проект", - полагает Марат Тажин.

gazetasng.ru

Предыдущая статьяНикто не хотел уходить
Следующая статья"Газпром" несет убытки