Стенограмма выступления Министра иностранных дел России И.С.Иванова на совместной пресс-конференции министров иностранных дел стран-участников Шанхайской организации сотрудничества по итогам заседания СМИД ШОС в Ташкенте, 5 сентября 2003 года
Прежде всего, хотел бы присоединиться к тем суждениям, оценкам, которые были высказаны уважаемым председателем нашего сегодняшнего заседания, Министром иностранных дел Узбекистана господином С.С.Сафаевым, а также другими моими коллегами.
По итогам нашего заседания мы приняли развернутое совместное коммюнике, где отражаются все те вопросы, которые сегодня обсуждались, а главное - по которым приняты совместные решения. За беспрецедентно короткий для создания такого рода организаций срок нам удалось проделать значительную работу, и сегодня мы с уверенностью можем сказать, что с 1 января 2004 года наша организация начнет полноценно функционировать. То, что за столь короткий срок мы смогли проделать такую большую работу, объясняется тем, что мы действительно нуждаемся в этой организации, и что эта организация отвечает нашим интересам. Мы с удовлетворением можем говорить о том, что наша организация состоялась, что она уже стала важной геополитической реальностью, причем не только регионального масштаба, и с ее деятельностью мы связываем многие планы как в политической, так и в экономической и в иных областях нашего сотрудничества.
В заключение хотел бы подчеркнуть, что наша организация носит открытый характер, мы заинтересованы и готовы к сотрудничеству как с другими международными, региональными, субрегиональными структурами, так и с отдельными государствами, это, прежде всего, продиктовано нашей заинтересованностью в укреплении региональной международной безопасности и стабильности.
В свою очередь, хотел бы присоединиться к своим коллегам и выразить глубокую признательность нашим узбекским друзьям за прекрасную организацию этого заседания и за оказанное нам внимание.
Вопрос: США внесли в СБ ООН новый проект резолюции по Ираку. Каково отношение России и Китая к этому проекту? При каких обстоятельствах Россия примет решение отправить свои войска в Ирак? И согласится ли Москва с тем, что многонациональные силы безопасности в Ираке возглавят США?
И.С.Иванов: Американские представители в Нью-Йорке передали членам СБ ООН в рабочем порядке проект новой резолюции. Подчеркиваю, что проект не внесен официально, и в рабочем порядке представлен на рассмотрение. Мы в России сейчас внимательно изучаем положения этого проекта.
Со своей стороны, в предварительном плане могу сказать, что сама эта инициатива заслуживает внимания, так как содержащиеся в проекте положения отражают движение в сторону тех принципов иракского урегулирования, которые последовательно отстаивала и отстаивает Россия. Россия всегда выступала за скорейшее восстановление суверенитета Ирака, за формирование в этой стране законных органов власти, которые могли бы взять в свои руки судьбу страны и решение всех вопросов, с которыми сегодня сталкивается Ирак, иракский народ, включая вопросы безопасности. При этом Россия всегда выступала за то, чтобы центральную, ведущую роль в этом процессе урегулирования играла ООН.
Как я уже сказал, в проекте резолюции обозначено движение к этим принципам. Однако, естественно, для того чтобы они нашли свое полное отражение, предстоит еще очень серьезная работа над этим документом. Россия к такой работе готова и намерена поддерживать в этой связи тесные контакты со всеми членами Совета Безопасности ООН.
В том, что касается многонациональных сил безопасности в Ираке, то учитывая, что их в Ираке нет, пока в практическом плане не рассматривается возможность нашего в них участия. Вместе с тем в американском проекте резолюции содержатся положения с призывом к международному сообществу, государствам принять участие в такого рода силах. Это лишь общие положения, которые требуют дальнейшей конкретизации, прежде всего, с точки зрения определения мандата этих сил, сроков их развертывания и отчетности перед ООН. Этот вопрос, естественно, также будет рассматриваться в контексте более широкого политического урегулирования ситуации в Ираке на основе соответствующей резолюции и мандата Совета Безопасности ООН. Россия, как и многие другие страны, будет определять свое отношение к такого рода многонациональным силам, если они будут созданы, естественно, исходя из тех положений, которые могут быть сформулированы в соответствующей резолюции Совета Безопасности. Так что, прежде всего, задача состоит в том, чтобы сформулировать мандат этих сил, определить параметры их деятельности, а затем, если по этим вопросам будут достигнуты договоренности, можно будет говорить о том, кто их возглавит. В принципе, это вопрос, который может быть решен с учетом принципиальных вопросов формирования таких многонациональных сил. По крайней мере, у нас нет никакой аллергии к тому, чтобы такие силы возглавлялись США, но при условии, что их деятельность будет осуществляться строго в рамках соответствующего мандата СБ ООН.
Вопрос: Что Вы можете сказать по поводу заявления заместителя госсекретаря США Дж.Болтона, что "вопрос о том, располагает ли Багдад в реальности ОМУ или нет, не был по сути главным при принятии решения о начале военных действий против Ирака"?
Иванов И.С.: Если такое заявление действительно имело место, то это может вызывать только удивление, потому что это в корне расходится с теми заявлениями, которые делались официальными представителями Вашингтона буквально несколько месяцев тому назад. Если такие заявления действительно были сделаны, то это еще раз подтверждает обоснованность и правомерность всех тех оценок, которые давались Россией и многими другими государствами в отношении военной операции США и Великобритании против Ирака.
Вместе с тем, мне представляется сейчас несвоевременным открывать вновь дискуссию вокруг этого вопроса, учитывая, что никто не собирается менять своих оценок в отношении войны против Ирака, а усилия надо сконцентрировать сейчас на объединении возможностей мирового сообщества в интересах урегулирования иракского конфликта. Именно на это нацелены усилия Российской Федерации. Если мы действительно хотим выработать единую платформу для взаимодействия международного сообщества в интересах иракского урегулирования, - а как мы понимаем, именно на это нацелена инициатива американской стороны, - необходимо объективно и реально оценивать ситуацию в Ираке. И в этой связи не могут также не вызывать удивления заявления некоторых официальных представителей Вашингтона о том, что жизнь в Ираке налаживается и чуть ли не становится день ото дня все лучше. Не надо никого вводить в заблуждение - жизнь в Ираке день ото дня становится не лучше, а хуже. Именно этим и объясняется необходимость принятия новой резолюции, необходимость объединения международного сообщества, чтобы помочь иракскому народу, помочь Ираку в решении тех сложнейших проблем, с которыми сегодня им приходится сталкиваться.
5 сентября 2003 года In.mid.ru