CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

usinfo.state.gov

Российско-американские отношения: прошлое и будущее

20 ноября 2003

Российско-американские отношения: прошлое и будущее (Выступление посла А. Вершбоу на конференции, посвященной 70-й годовщине дипломатических отношений между США и СССР)

(Подготовлено к выступлению)

Мне очень приятно - и не только как послу, но и как человеку, который давно изучает российско-американские отношения - участвовать в праздновании семидесятой годовщины обмена нотами, в результате чего были установлены дипломатические отношения между Соединенными Штатами Америки и СССР.

Конечно, как вы все хорошо знаете, российско-американские отношения уходят своими историческими корнями гораздо дальше, чем в 1933-й год. Во время нашей войны за независимость только что сформированное правительство США направило посланника ко двору Екатерины Второй в поисках поддержки. Дипломатические отношения были официально установлены двести лет тому назад и начали серьезно развиваться в 1809-м году, когда наше правительство направило Джона Куинси Адамса ко двору в Санкт-Петербург.

Назначение на должность посла такой известной политической фигуры свидетельствовало о том, какое большое значение американцы придавали нашим отношениям. Адамс был не только сыном нашего второго президента, но впоследствии и сам стал президентом США. Я горжусь тем, что, следуя по его стопам, являюсь шестьдесят первым послом США в России. (Однако могу вас заверить, что я не намерен дальше следовать по его пути, приведшему его в Белый дом.)

Так же, как Россия неуклонно развивалась на восток, строя города в сибирской глуши, строя железные дороги, чтобы связать свои необъятные просторы, Соединенные Штаты расширялись на запад, прокладывая свою собственную трансконтинентальную железную дорогу и интенсивно заселяя Великие равнины и Скалистые горы.

Несмотря на благоприятное начало, на протяжении большей части девятнадцатого века наши отношения были корректными, но не очень насыщенными. Дело в том, что только отдельные сложные задачи или проблемы требовали от нас совместной работы. Так например, когда наши интересы совпали, Россия и США сумели заключить договор о продаже Аляски в 1867-м году. Это освободило Россию от напрасной утечки средств. Хотя впоследствии в течение многих лет Конгресс США и американское общество считали госсекретаря Сьюарда глупцом, потратившим семь миллионов долларов на бесполезный пустырь.

Когда Соединенные Штаты вступали в первую мировую войну в апреле 1917-го года, роль России в этой войне начинала близиться к концу. Хотя Ленин и назвал "Четырнадцать пунктов" президента Вильсона "поворотным пунктом просвещения" в международных отношениях, связи между нашими странами стремительно ухудшались. После некоторых колебаний Соединенные Штаты приняли участие в военной интервенции на стороне антибольшевистских сил на севере России и в Сибири, а позже, в 1920-м году, вывели свои войска.

С 1921 по 1933 годы все администрации США отказывались иметь какие-либо официальные отношения с революционным советским режимом. Обмен дипломатическими нотами, который мы отмечаем сегодня, стал возможным только потому, что оба государства разделяли восприятие растущей опасности, которую в начале тридцатых годов представляли собой фашизм и милитаризм.

Наша общая цель - нанести поражение фашистской Германии - привела наши страны к альянсу во время второй мировой войны, но напряженность вокруг послевоенного устройства Восточной Европы была очевидна уже до окончания войны и вскоре привела к "холодной войне". Отношения между Советским Союзом и США в тот период строились под влиянием сложного взаимодействия идеологических, политических и экономических факторов, которые на протяжении последующих сорока пяти лет приводили к чередованию между осторожным сотрудничеством и зачастую ожесточенным соперничеством.

Огромные различия в наших политических системах часто препятствовали достижению взаимопонимания по ключевым политическим вопросам и даже, как это было в случае Карибского кризиса, привели нас на грань войны. Однако страшное бремя, которое несли Советский Союз и Соединенные Штаты, бремя обладания средствами уничтожения друг друга и всего остального мира, также налагало и особую ответственность на лидеров наших двух стран. Им удалось найти прагматический путь, позволивший избежать катастрофы, несмотря на глубокое геополитическое соревнование между ними. Сегодня мы являемся наследниками и распорядителями наследия той эпохи.

Поступив на работу в Госдепартамент в 1977-м году, первые десять лет своей дипломатической карьеры я занимался проблемами, вызванными противостоянием наших двух государств в период холодной войны. Я участвовал в переговорах по ОСВ-2, по СНВ и по Договору о ликвидации ракет средней дальности. А также в десятках различных встреч с министром иностранных дел Громыко, когда мы искали выход из многих неприятных кризисных ситуаций, с которыми мы сталкивались в те дни, будь то ситуации на улицах Кабула, на верфях Гданьска или в небе над Камчаткой и Сахалином.

Потом, в конце восьмидесятых, мы неожиданно получили приятную возможность наладить отношения совершенно другого типа, основанные на "новом мышлении" в Москве и Вашингтоне. С распадом Советского Союза и возрождением демократии в России мы, дети "холодной волны", столкнулись с волнующим вызовом, который состоял в отходе от многого из того, чему нас учили, когда говорили о неизбежности соперничества между нашими великими нациями. Слова о полноправной интеграции России в сообщество демократических государств стали звучать как призыв в Вашингтоне, в штаб-квартире НАТО в Брюсселе и в других столицах.

Двенадцать лет спустя наши отношения действительно в корне изменились во многих отношениях. Центр тяжести в наших отношениях неуклонно смещается от стратегического баланса сил и соглашений о контроле над вооружениями к нашим общим экономическим интересам и деловым контактам. Общие угрозы - такие, как терроризм и распространение оружия массового уничтожения, - привели нас к более тесному взаимодействию.

Это сотрудничество может принимать формы двусторонних консультаций по ядерным программам Ирана или многосторонней дипломатии - такой, как шестисторонние переговоры по Северной Корее или Совет Россия-НАТО. Мы часто разделяем схожее понимание стоящих перед нами вызовов безопасности, хотя иногда мы расходимся в вопросах о том, как лучше действовать в ответ на эти вызовы. Короче говоря, сегодня, опираясь на расширяющийся круг общих интересов, мы работаем вмести так, как никто не мог себе представить двадцать лет назад.

Однако никто из нас не может быть полностью удовлетворен состоянием наших нынешних отношений. Как заметил недавно российский министр обороны, мы больше не враги, но пока еще и не союзники. Российско-американское партнерство охватывает широкий круг вопросов, но мы еще не достигли такого момента, когда мы могли бы рассматривать себя как одну семью, - в отличие от отношений США с их традиционными союзниками в Европе и Азии. Президент Путин высказал сожаление по этому поводу, когда встречался с президентом Бушем в Кэмп-Дэвиде шесть недель назад.

Итак, что же необходимо сделать? На что мы можем рассчитывать в наших отношениях в будущем? Каковы должны быть наши общие цели в ближайшем десятилетии?

На ближайшее время существует целый ряд экономических и политических целей, которые обсуждались в Кэмп-Дэвиде, и эти задачи активно выполняются, пока мы с вами о них говорим. Я только что вернулся из Соединенных Штатов, где беседовал с рядовыми американцами в Филадельфии, Вашингтоне и Нью- Йорке, и могу вам сказать, что в США проявляют большой интерес к последним событиям в России и к тому, что они предвещают для наших отношений.

Но сегодняшний день является событием для историков. Поэтому вместо того, чтобы начать дискуссию о текущих вопросах и вызовах в наших отношениях, я хотел бы поставить более масштабный и долгосрочный вопрос, соответствующий подобному форуму, посвященному вопросам истории.

Итак, какова будет оценка историков через двадцать или тридцать лет по результатам наших нынешних усилий по укреплению отношений? Скажут ли они, что нам удалось заложить фундамент для широкомасштабного политического, военного, экономического и социального партнерства? Или они скажут, что в первом десятилетии двадцать первого века российско- американские отношения вышли на плато с такой повесткой дня, в которой продолжали доминировать в основном политические и геостратегические вопросы, безусловно полезные для обеих сторон в решении специфических проблем и угроз, но лишенные той глубины и широты, которые свойственны отношениям США с Западной Европой и Японией?

Предлагая такой вопрос, я не хочу приуменьшить все, что было достигнуто в российско-американских отношениях за последние пятнадцать лет. За короткое время мы прошли очень большой путь. С другой стороны, за последние пятьдесят лет страны Запада (Соединенные Штаты, Западная Европа и наши основные союзники в азиатско-тихоокеанском регионе) сделали нечто большее.

Они изменили сущность международных отношений, уменьшая роль правительств как движущей силы и передавая все большую часть отношений людям. Как им это удалось? Радикально сокращая барьеры на пути торговли, инвестиций и путешествий, создавая общие институты для согласования коммерческой, политической и военной политики, принимая общие законодательные нормы, а также прививая народам этих стран чувство общности, основанное на общих ценностях личной и экономической свободы.

Один очевидный результат является экономическим: Соединенные Штаты и Европа имеют двусторонний торговый оборот в размере одного миллиарда долларов в день и взаимные инвестиции свыше одного триллиона долларов, что привело к созданию миллионов рабочих мест по обе стороны океана.

Но действительным уроком является то, что наши отношения сегодня настолько комплексны, что правительства уже не владеют ими. Компании занимаются инвестициями и торговлей, люди путешествуют и учатся, коллеги из культурных и научных организаций свободно общаются, и все это происходит независимо от состояния политических отношений или от того, что думают правительства.

Поэтому вопрос действительно далекой перспективы стоит таким образом: будут ли отношения России с Соединенными Штатами (и другими странами) подчинены в основном соображениям политики и безопасности; будут ли правительства контролировать эти отношения, или они расширятся и преобразуются в такие отношения, которые мы имеем с другими нашими союзниками?

В этом смысле развитие российско-американских отношений за последние десять-пятнадцать лет было, конечно, обнадеживающим. Наши деловые круги все лучше узнают друг друга, а тысячи молодых россиян получили возможность путешествовать, учиться или работать в Соединенных Штатах.

Однако следующие шаги будут более трудными. И в значительной степени они будут зависеть от политического и экономического выбора, который сделает Россия. Ибо мы полагаем, что для реализации полного потенциала отношений России с США (а также, коли на то пошло, и с Европой), российское правительство и народ этой великой страны должны поддерживать и развивать и частный сектор в экономике, и гражданское общество - как неотъемлемые компоненты российского национального могущества.

Это обязательное условие создания той общности ценностей, которая составляет основу истинного и длительного партнерства. Без этого американцы не будут склонны делать такие инвестиции и принимать на себя такие обязательства в отношениях с Россией, какие имеют место каждый день в отношениях между США и Западной Европой. А это будет означать, что наши отношения останутся в основном "межправительственными" вместо того, чтобы быть отношениями между предпринимателями или между простыми людьми. В результате российско-американским отношениям будет недоставать того ощущения семьи, которое мы разделяем с нашими ближайшими союзниками.

В конечном счете, я настроен оптимистично по поводу российского выбора. Находясь здесь в Москве, я встречался с большим количеством россиян - с журналистами, учёными, студентами, учителями, предпринимателями, политиками, правозащитниками, гражданскими активистами, - которые понимают, что продолжительное благополучие России зависит как от свободы и процветания внутри страны, так и от тесного партнерства с другими демократическими странами.

Итак, отмечая семидесятилетие установления дипломатических отношений между Соединенными Штатами и Советским Союзом и двенадцатилетие расширения сотрудничества между США и независимой Российской Федерацией, давайте посвятим себя работе над еще более глубокими преобразованиями, затрагивающими отношения между нашими двумя странами, - создадим устойчивое партнерство, основанное на общих интересах и общих ценностях.

(Распространено Бюро международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт:

usinfo.state.gov

Предыдущая статьяСОВЕТ УПРАВЛЯЮЩИХ МАГАТЭ РАССМОТРИТ ДОКЛАД ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА АГЕНТСТВА ПО ЯДЕРНЫМ ПРОГРАММАМ ИРАНА
Следующая статьяГЛАВЫ МИД СТРАН-УЧАСТНИЦ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСЕТЯТ РОССИЙСКУЮ АВИАБАЗУ КАНТ