Центральная Азия: Россия против США?
ЭХО 20 Ноября 2003
"Центр тяжести" российской "силовой дипломатии" смещается к границам Афганистана НУРАНИ
Судя по всему, в ближайшие годы главной "точкой приложения усилий" российской дипломатии обещает стать центральноазиатский регион. Как указывают российские СМИ, в столице Кыргызстана Бишкеке проходит заседание Совета министров иностранных дел стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности - той самой, которой сегодня в российской политике волей-неволей приходится исполнять роль Организации варшавского договора. Для участия в этом форуме, указывает РИА "Новости", в Бишкек отправился глава МИД России Игорь Иванов.
В свою очередь неназванный высокопоставленный источник в МИД РФ сообщил РИА "Новости": "Наиболее важными из более чем десятка вопросов, вынесенных на повестку дня этого заседания СМИД, являются определение основных направлений диалога и взаимоотношений ОДКБ с НАТО, влияние ситуации в Афганистане на центральноазиатский регион, а также ход реализации решений Душанбинской сессии Совета коллективной безопасности". Участники встречи, кроме традиционного набора "усилить взаимодействие", "улучшить координацию" и т.д., намерены также обсудить направление заявки в ООН о получении статуса наблюдателя.
По завершении заседания предполагается подписать заявление министров иностранных дел стран-членов ОДКБ по Афганистану. В свою очередь МИД Кыргызстана сообщает, что участников форума примет президент страны Аскар Акаев, также запланировано посещение ими главной "протокольной достопримечательности" Кыргызстана - недавно созданной российской авиабазы в Канте.
Нынешняя встреча ОДКБ - первая после 18 сентября 2003 года, когда уставные документы нового военного союза вступили в силу. Членами же ОДКБ являются Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.
Впрочем, история создания этой организации более чем примечательна. Договор о коллективной безопасности СНГ входил в число "основополагающих документов" СНГ еще со времен Беловежской пущи. Однако предварительно он предусматривал не только военные базы, совместные учения и т.д., но и существование "единых вооруженных сил СНГ" - под этим названием предполагалось сохранить бывшие Вооруженные силы СНГ. В период "обсуждения" нового договора армянскими боевиками при активном участии 366-го мотострелкового полка был уничтожен город Ходжалы: таким образом Москва пыталась "объяснить" азербайджанским властям, что защитить своих граждан собственными силами Азербайджан не в состоянии. А как раз накануне официальной церемонии подписания ДКБ в Ташкенте 15 мая 1992 года в Баку был спешно "восстановлен" в должности президента подавший несколько недель назад в отставку Аяз Муталибов. Таким образом предполагалось получить подпись нашей страны под договором.
Затем в течение нескольких лет события вокруг ДКБ развивались в рамках знаменитой идеи "разноуровневого сотрудничества": одни крепили военное сотрудничество с Россией, другие открыто наводили мосты с НАТО.
Гром грянул в феврале 1999 года, когда во время московской встречи участников договора из его состава вышли сразу несколько государств СНГ, включая Узбекистан, в чьей столице он и был подписан. Причем в числе мотивов называли "непродуманную и недальновидную" политику Москвы на Южном Кавказе, точнее, ее военное сотрудничество с Арменией.
"Принципиальное решение" судьбы ДКБ состоялось в мае 2002 года в Москве, ровно через десять лет после его подписания - российские власти наконец сделали выбор между количеством союзников и качеством союза, решив превратить ДКБ в дееспособную организацию, пусть и с меньшим числом членов. 7 октября 2002 года президенты подписали Устав ОДКБ и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые и вступили в силу 18 сентября 2003 года.
Понятно, что в Азербайджане наибольший интерес проявляют к участию в работе этого возглавляемого Россией военного союза Армении. Тем более что масштабы российско-армянского военного сотрудничества более чем примечательны, к тому же граница Армении и Турции - едва ли не единственный, кроме российско-американской границы по Берингову проливу, участок "прямого соприкосновения" ОДКБ и НАТО. Тем не менее трудно исключать, что в ближайшем будущем основные "геополитические новости" будут приходить из Центральной Азии. Москва уже не однажды давала понять, что ей не по душе усиление военного присутствия США в регионе, который она привыкла считать едва ли не своим задним двором. Открытие своей базы в Канте в условиях "прямой видимости" от используемого США аэропорта "Манас" - намек слишком явный, чтобы его можно было не понять. И не исключено, что "военно-политическое" присутствие России в регионе и дальше будет расти.
Вопрос, однако, в том, что Кыргызстан не сможет вечно существовать в состоянии этакой "внутриконтинентальной Кубы", на территории которой соседствовали советские войска и база США в Гуантанамо. А это значит, что регион вступает в полосу очередного "геополитического передела".