Весна в Бишкеке ("The Guardian", Великобритания)
Редакционный комментарий, 28 марта 2005
Владимир Путин быстро признал исход 'революции тюльпанов' в Кыргызстане, которая вслед за 'Оранжевой революцией' и 'революцией роз' изменила политический ландшафт российского Ближнего зарубежья. Но метафоры не должны становиться хозяевами мысли, и хотя действительно может показаться, что налицо эффект домино, прокатившийся через Киев от Тбилиси до Бишкека, между этими событиями есть огромная разница.
Кыргызстан - маленькая, очень красивая и чрезвычайно бедная страна. Долгое время он был самым обещающим из пяти центрально-азиатских '-станов', которые в 1990 году обрели независимость от Советского Союза. Теперь его, похоже, неожиданно подтолкнули к лучшему будущему, хотя эти события оказались омрачены насилием и массовым мародерством.
Протесты оппозиции были вызваны вопиющими махинациями на недавних выборах, в результате которых 71 из 75 мест в парламенте достались президенту Аскару Акаеву, его семье и сторонникам. Демонстрации, вынудившие его бежать, были обусловлены стремлением к уменьшению коррупции и усилению демократии, хотя свою роль сыграли и клановые соперники. Акаев был более либерален, чем другие лидеры региона, бывшие коммунисты, просто сменившие головные уборы. Но это не делало его все более авторитарный стиль управления и приверженность непотизму (его жена владеет крупнейшим торговым центром Бишкека) более приемлемыми.
Из-за удаленности Кыргызстана, его небольшого размера, отсутствия поддерживающей диаспоры и самой скорости развития событий протесты вызвали лишь ограниченный интерес западных правительств, хотя Акаев, вспомнив Украину, предостерег 'иностранных политических консультантов', что им лучше держаться подальше. Несмотря на все заявления Джорджа Буша о свободе, главной заботой Америки в данной ситуации, скорее всего, будет сохранение своей авиабазы под Бишкеком, созданной для наблюдения за Китаем и ведения 'войны с террором' в близлежащем Афганистане.
Уход Акаева станет тревожным сигналом для его коллег в Узбекистане, Казахстане и Таджикистане. Но Путин, каким бы ни было его личное недовольство, на публике повел себя мудрее, чем в случае с Украиной, где он поддерживал пророссийского премьер-министра даже тогда, когда верх начал одерживать его соперник-демократ. Возможно, Путин озабочен судьбой российской базы, которая расположена всего в нескольких милях от американской. Способствовало его реакции и то, что преемники Акаева, большинство из которых были министрами его правительства, не демонстрируют намерений опрометчиво бросаться в объятия Запада. Остается надеяться, что прогресс Кыргызстана на пути к центрально-азиатской демократии окажется примером народной власти, с которой Кремль может мириться.
Наталья Колыбина , ИноСМИ.Ru Опубликовано на сайте inosmi.ru: 28 марта 2005, 15:02 Оригинал публикации: Bishkek spring