Никакая крепость не сможет защитить правителя. Необходимо надеяться на добрую волю поданных, а не на мощь цитаделей
TRIBUNE-uz, Тошпулат Рахматуллаев
Изолировавшись, правитель лишает себя контакта с источником своей власти. Он теряет возможность получить информацию о том, что происходит вокруг, теряет и чувство меры. Вместо того, чтобы обрести безопасность, правитель отрезает себя от того знания, от которого зависит его жизнь. Поэтому он не должен удаляться настолько далеко от улиц, чтобы не услышать, что происходит вокруг.
Такой совет дает американец Роберт Грин в своей книге «48 законов власти» (Robert Greene. The 48 laws of power). Свой закон под номером 18 автор назвал «Не строй крепостей, чтобы защитить себя: изоляция опасна». Он приводит два примера: в одном показано последствие нарушение закона, а в другом - соблюдение закона.
Вначале Грин обращается к отрицательному примеру. Первый император Китая Цинь Шихуанди (221-210 гг. до н.э.) был бесстрашным воином. Завоевав соседние земли, он создал огромную империю, покончил с феодальной раздробленностью. Но у императора было много врагов и, зная это, он жил постоянно в страхе. В последние годы жизни Цинь Шихуанди избегал людей, даже своего окружения. Его дворец имел 270 павильонов, и все они были соединены тайными подземными ходами. Это позволяло императору передвигаться по дворцу так, чтобы никто его не видел.
Далее Грин говорит о последствиях такого уединения правителя. Цинь Шихуанди был уверен, что, находясь внутри своей цитадели, он в безопасности. На самом деле он приближал своего конца. Император постепенно терял власть в своем государстве. Евнухи и слуги заправляли политическими делами, не спрашивая его одобрения. Они плели интриги против него. К концу он был императором лишь номинально, а изоляция его была так глубока, что мало кому стало известно о его кончине. Возможно, он был отравлен теми самими слугами, которые одобряли его затворничество.
В качестве положительного примера Грин обращается к истории Франции. Король Людовик XIV пришел к власти в результате Гражданской войны. Он понимал, что дворяне, проигравшие войну, затаив обиду, ждут своего часа. В 1660 году для короля и его свиты был построен дворец в Версале. В отличие от дворца Цинь Шихуанди, в Версале король был у всех на виду.
Конструкция Версаля поэтому представляла собой нечто больше, чем просто каприз обожающего роскошь короля. Она выполняла важнейшую функцию: король получал возможность пристально следить за каждым и быть в курсе всего, происходящего вокруг. Во дворце было невозможно уединение и изоляция. Людовик XIV очень рано уяснил, насколько опасна для короля добровольная изоляция. В его отсутствие заговоры будут разрастаться, словно грибы после дождя, враждебность породить раздоры и интриги, и, наконец, вспыхнет бунт, прежде чем король успеет что-либо предпринять. Чтобы предотвратить такой ход событий, следует не просто поощрять общительность и открытость, их необходимо четко организовать и направить в нужное русло.
В Версале эти условия выполнялись до самого конца царствования Людовика, то есть около пятидесяти лет относительного мира и покоя, на протяжении которых булавка не могла упасть на пол так, чтобы король не услышал.
Далее автор книги «48 законов власти», опираясь на приведенные примеры, делает вывод: Поскольку человек по природе своей существо общественное, власть зависит от социальных контактов и взаимодействий. Чтобы добиться власти, вы должны находиться в центре событий, подобно Людовику XIV в Версале. Все события должны вращаться вокруг вас, вы должны быть осведомлены обо всем, что происходит на улицах, и обо всех, кто может плести против вас интриги. Опасность, по мнению большинства людей, возникает тогда, когда они чувствуют, что им что-то угрожает. В это время они стараются отступить и спрятаться в той или иной крепости. Однако, поступая так, они получают все меньше и меньше информации и теряют возможность видеть и оценивать происходящее вокруг. В военном деле и большей части стратегических игр изоляция часто предшествует поражению и смерти.
Отметив важность данного закона для королей, королев и других верховных властителей, Грин им советует: в ту самую минуту, когда вы теряете контакт со своим народом и начинаете искать безопасность в изоляции, назревает бунт. Никогда не воображайте себя столь возвышенным, чтобы позволить себе пренебречь общением даже с самыми низшими слоями общества.
Люди - социальные существа, отсюда следует, что в искусстве быть приятными для окружающих можно добиться успеха, лишь постоянно находясь среди них, - подчеркивает автор книги. - Чем больше вы контактируете с людьми, тем легче, с приятностью вы всего добьетесь. Изоляция же придает вам напряженный вид и приводит к еще большей изоляции, потому что люди начинают вас сторониться.
В конце Грин, говоря о том, что власть-порождение людей и она неизбежно усиливается от общения с ними, приводит красивое сравнение: вместо того чтобы подумывать о крепости, посмотрите на мир следующим образом: это громадный Версальский дворец, где каждое помещение соединятся с соседним. Нужно стать открытым, научиться легко входить в различные круги общения и выходить из них, смешиваясь с самыми разными их представителями. Такая подвижность и легкость в общении защитит от недоброжелателей, которым не удастся хранить свои козни в секрете, и от серьезных врагов, которым не удастся изолировать вас от ваших сторонников. Находясь в постоянном движении, вы переходите из зала в зал, никогда не засиживаясь и не обосновываясь надолго в одном месте. Ни один охотник не успеет прицелиться и попасть в вас.
В своей книге Роберт Грин часто приводит слова Никколо Макиавелли. В приведенном нами разделе выбрана следующая цитата из знаменитого «Государя» флорентийца: «Справедливый и мудрый властитель, желающий сохранить этот свой образ и не позволить сыновьям стать деспотичными правителями, не станет строить крепость, с тем, чтобы сыновья надеялись на добрую волю поданных, а не на мощь цитаделей».
Мы часто повторяем, что «история великий учитель», «лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих». Ну, давайте-ка, учиться у истории, давайте не будем повторять чужие ошибки. Кстати, за примером далеко и ходить не надо. За полтора года в нашем бывшем «едином, сильном, могучем» государстве, занимавшая тогда одну шестую часть суши, произошли такие изменения, которые доказали правоту автора книги «48 законов власти». Сто раз прав Грин, когда говорит, что нет такой крепости, который надежно защитил бы правителя. Лучше быть среди людей и находит союзников. Только народ прикроет, словно щит.
28.03.2005 12:44