CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Почему Путин радуется революции в Киргизии

28 марта 2005

Почему Путин радуется революции в Киргизии ("Spiegel", Германия)

Анализ

Гизберт Мрозек (Gisbert Mrozek), 28 марта 2005

Президент России Владимир Путин принял новость о повторении революции у окраин своей громадной страны спокойно. Для беспокойства, по его мнению, оснований нет. Дело в том, что новые правители в Киргизии - старые знакомые. Но последний акт драмы в Бишкеке еще впереди.

О политической дальновидности нового премьер-министра Курманбека Бакиева говорит то обстоятельство, что еще в начале февраля он побывал с целью консультаций в Москве. Там он встречался с Игорем Ивановым, секретарем российского Совета безопасности, органа, который под непосредственным руководством Путина координирует работу спецслужб, военных и правительства.

Кремль, судя по всему, тоже извлек уроки из событий в Киеве. 'Мы знаем этих людей', - сказал Владимир Путин в своем первом комментарии по поводу переворота в Бишкеке. С ними, дескать, можно сотрудничать.

Новые руководители - выходцы из старой номенклатуры

Это, разумеется, относится также к другим руководящим лицам из оппозиции, особенно к Феликсу Кулову. Все они - выходцы из постсоветской киргизской номенклатуры. Бакиев был премьер-министром при Акаеве, Кулов - даже вице-президентом и главой спецслужбы.

Но как раз в этом-то и заключается их слабость. Харизматичного Кулова Акаев четыре года назад посадил за решетку, когда тот превратился в серьезного политического конкурента. Кулов отказался от киргизско-националистической линии, предложив сделать русский язык вторым государственным языком, что обеспечило ему поддержку русского меньшинства в Киргизии, которое в то время составляло все же 20 процентов избирателей.

Но все крупные фигуры ныне победоносной оппозиции являются представителями номенклатуры, столицы и Севера. Им так же, как и Акаеву, будет трудно найти поддержку в стране и на ее юге.

Порядок должны навести милиционеры, вышедшие в отставку

На следующий день после переворота и ночного мародерства Феликс Кулов потребовал от милиционеров столицы, ночью спасавшихся от сброда, как и их президент, бегством, вернуться на службу. Кулов призвал на помощь даже милиционеров, находящихся на пенсии.

В Бишкеке, тем временем, к защите готовятся на всякий случай сами граждане, они превращают в баррикады свои жилища, создают запасы и держат в готовности оружие, если таковое имеется в наличии. Особенно велик страх перед призывами, напоминающими приглашение к погромам, среди представителей русского меньшинства.

Страх перед сползанием к гражданской войне

Потенциал для этого имеется. Он кроется в нищете в киргизских селах сразу же за столичными кварталами. Его содержит также длительный конфликт между севером и югом страны, живущим еще с советских времен за счет торговли наркотиками и помощи.

На юге, в Ферганской долине под городом Ош, существуют нелегальные исламские группировки, накопившие достаточный боевой опыт во время гражданских войн в Таджикистане и в Афганистане. Дестабилизирующим элементом является также давно тлеющая ненависть между киргизами и узбеками, которая в 1990 году нашла свой выход в погромах, направленных против узбекского меньшинства.

Юг внедряется на севере и в Бишкеке

За прошедшие годы многие киргизы переехали с юга в столицу, и, покупая жилье, сильно взвинтили на него цены. Одновременно многие киргизы-северяне и русские граждане переселились в Россию, в Москву или Новосибирск.

С этой точки зрения для киргизов, наверное, хорошо, что Акаев категорически запретил своей милиции применение огнестрельного оружия, быстро бежал со всей своей семьей, оставив поле боя своим политическим противникам. Иначе 'Тюльпановая революция', возможно, вылилась бы в революцию конопляную.

'Слабость' Акаева оказалась для киргизов полезной

Надо отдать должное имеющему высшее образование Акаеву, что он все же еще позволял существовать рядом своим противникам, будь то из своих либеральных убеждений или по причине своей личной слабости.

Переворот и мародерство в Бишкеке - более чем явное предупреждение для президентов Казахстана и Узбекистана: Назарбаева и Каримова. В этих республиках проблем не меньше, чем в Киргизии, - но нет сколь либо значимой оппозиции. Каримову пока помогало то, что в Узбекистане примерно 30000 человек сидят в качестве политических заключенных за решеткой.

Требование для России - стабилизация ситуации в Средней Азии

У Кремля остается не так уж много возможностей для вмешательства, даже если стабилизация обстановки на среднеазиатском пространстве у протяженных южных границ является для России велением времени. Альтернативы этому не существует.

Самое умное, что мог сделать Путин во время волнений в Бишкеке, так это отправить своего премьер-министра Михаила Фрадкова с мешком денег на экономический саммит среднеазиатских республик, проходивший в казахской Астане (невдалеке от Курорта Боровое, где нашел себе убежище Акаев).

Было решено создать российско-казахский банк развития, который должен будет активно работать на среднеазиатском пространстве и инвестировать деньги, прежде всего, в проекты, связанные с высокими технологиями. Быть может, это еще не слишком поздно.

Владимир Синица , ИноСМИ.Ru Опубликовано на сайте inosmi.ru: 28 марта 2005, 15:46 Оригинал публикации: Warum sich Putin ueber die Revolution in Kirgisien freut

inosmi.ru

Предыдущая статьяМосква начинает по-новому смотреть на своих соседей
Следующая статьяНе давать воли тиранам