Елена Бузулукова, GazetaSNG, 5.07.2005
Девять лет с правом разбухания. Шанхайская организация сотрудничества приросла наблюдателями
Саммит глав государств Шанхайской организации сотрудничества (Россия, Казахстан, Узбекистан, Китай, Киргизия и Таджикистан), открывшийся сегодня в Астане, явно обещает стать не проходным ежегодным мероприятием. Лидеры стран «шанхайской шестерки» продемонстрируют единство в подходе к центральным вопросам безопасности внутри этого регионального объединения и возрастающие амбиции организации. Присоединение к ШОС в качестве наблюдателей трех государств - Ирана, Индии и Пакистана, обладающих мощным военным и экономическим потенциалом - явное тому подтверждение. Статус наблюдателя при ШОС уже имеет Монголия. Подумывает о том, чтобы понаблюдать за ШОСом, и Афганистан.
Обращает на себя внимание и уровень представительства на встрече «шанхайской шестерки». Так, пакистанскую делегацию возглавляет премьер-министр, индийскую - министр иностранных дел, а иранскую - президент Мохаммад Хатами. По словам помощника президента РФ Сергея Приходько, «на саммит просилось гораздо больше наблюдателей, в частности, реальный интерес проявляли американцы».
Главным событием саммита станет подписание лидерами стран-участниц документа под названием «Концепция сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». Главы «шанхайской шестерки» сначала проведут заседание в узком составе, чтобы выработать общие механизмы противодействия главным региональным угрозам, затем - в расширенном варианте. Между тем, как отмечают СМИ, в документе отсутствует четкое определение терроризма, сепаратизма и экстремизма, что позволяет каждому государству трактовать те или иные внутри- или внешнеполитические события как терроризм, экстремизм и т.д. по собственному усмотрению. Учитывая недавние события в Киргизии и, тем более, в Узбекистане, подписываемая сегодня концепция встретит горячее одобрение со стороны многих центральноазиатских лидеров.
Однозначна и позиция Москвы в отношении неоднозначных событий, как, например, расстрел граждан в узбекском Андижане. Высшее российское руководство отстаивает право лидеров на жесткое подавление неких «экстремистских» сил и пресечение действий, представляющих угрозу стабильности нынешним режимам. Этот принцип, похоже, станет ключевым для функционирования Шанхайской организации сотрудничества.
Что касается определения внешних угроз для региона, то здесь представители как стран-старожилов, так и только что присоединившихся стран-наблюдателей сходятся во мнении: можно и должно дать отпор западной экспансии. «Конкретные модели общественного развития не могут быть предметом экспорта. Должно быть в полной мере обеспечено право каждого народа на собственный путь развития»,- цитирует «Коммерсант» документ саммита. Особое звучание приобретают эти заявления в связи с вхождением в ШОС в статусе наблюдателя Ирана - одного из так называемых государств-парий, называемого в Вашингтоне страной «оси зла». Если в 1996 г., когда ШОС только определялась с концепцией и целями организации, противодействующий западному влиянию характер «шестерки» был едва обозначен, то спустя почти десять лет объединение обладает уже колоссальным потенциалом и становится реальным противовесом для тех, кто безаппеляционно относит себя к «оси добра».