CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

vesti.uz

«ШАНХАЙЦЫ» ОТВЕЧАЮТ НА ВЫЗОВЫ

6 июля 2005

«ШАНХАЙЦЫ» ОТВЕЧАЮТ НА ВЫЗОВЫ

05.07.2005 г. Дмитрий Косырев

МОСКВА, ВЕСТИ.UZ. Начинающийся сегодня саммит лидеров 6 стран-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) не может не стать событием.

Причина - предшествовавшая ему смена власти в Киргизии и подавленный властями мятеж в узбекском городе Андижане. Обе страны - члены ШОС, вместе с Россией, Китаем, Таджикистаном и Казахстаном. Тем более что одна из целей существования ШОС - подержание региональной стабильности и безопасности.

Внешний мир часто питает иллюзии насчет происходящего в Центральной Азии, как, собственно, и во многих других регионах. Например, многим за пределами региона до сих пор, возможно, кажется, что после революционного свержения президента Киргизии Аскара Акаева к власти в стране пришли люди, якобы не очень совместимые со своими центральноазиатскими соседями, Россией и Китаем. Киргизию пытались приравнивать, скажем, к Украине, где недавняя смена власти действительно положила начало не очень успешным пока попыткам сменить внешнеполитический и внешнеэкономический курс.

Но в случае с Киргизией произошло как раз обратное. Это Акаев скептически относился к возможностям ШОС, а вот новое руководство куда более совместимо со своими соседями, чем прежнее. Обычная «революционная» риторика новых властей своей мишенью делает бездействие Акаева в экономическом развитии своей страны, при полном демократизме внутренней политики. И узбекское руководство, когда-то весьма скептически относившееся к региональному сотрудничеству с соседями, Китаем и Россией, теперь тоже изменило позицию.

Да и вообще события в Киргизии и в Узбекистане сплотили не только политические элиты, но и средний класс центральноазиатских республик, который в местных условиях оказывается первой жертвой «революционных» толп, как это показала Киргизия.

Свою роль сыграли и ошибки, неопытность в региональных делах европейцев и американцев. Они пришли в полную растерянность от не контролировавшихся ими событий в Киргизии, но решительно отказали в поддержке президенту Узбекистана Исламу Каримову, который жестким (или жестоким) образом остановил в своей стране события, подобные киргизским. Это - двойная ошибка, еще больше подтолкнувшая страны региона друг к другу.

Другое дело, что в такой ситуации от ШОС как организации, как механизма, ждут ясных ответов на вызовы стабильности, а не одних деклараций. Удастся ли саммиту оправдать эти ожидания?

В принципе еще со времен июньской встречи министров иностранных дел ШОС в той же Астане понятно, что произойдет на саммите.

Что касается стабильности и безопасности, то часть принимаемых мер найдет отражение, пусть в общей форме, в документе по имени Концепция сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. К этим же мерам относится и подлежащее утверждению саммита положение о постоянных представителях стран ШОС при их общем информационно-координационном центре в Ташкенте, именуемом Региональной антитеррористической структурой, и многое другое.

Очень важно, что по итогам событий в Киргизии и Узбекистане в ШОС сложилось понимание, что эта организация - не для того, чтобы сохранять существующие режимы военной силой, создавая для этого новые военные базы. ШОС создавалась, как это сейчас видится, для независимого и открытого развития стран региона Центральной Азии - и, конечно, для защиты этого развития от угроз.

Поэтому главным вызовом для саммита будет, возможно, то, поверят ли люди в полезность ШОС для будущего развития региона.

Например, то же киргизское руководство, которое через 4 дня после окончания саммита пойдет на президентские выборы, ясно предлагало ускорить объявление о запуске хотя бы пяти-шести пилотных экономических проектов из громадного списка обсуждаемых. А министр иностранных дел Казахстана Касымжумарт Токаев прямо говорил на предыдущей встрече в Астане, что принятый ранее план экономических мер пока не работает.

Формально речь об экономическом сотрудничестве ШОС должна идти не на нынешнем, а на предстоящем премьерском саммите в Москве в сентябре. Но сейчас ускорить экономические планы - это и есть лучшая из возможных политик.

Среди таких проектов наиболее важными видятся те, что связаны с киргизскими и таджикскими электростанциями (две Камбаратинские ГЭС - 1-я и 2-я, Нарынские каскады и т.д.). Региону для будущего развития, для инвестиций в него нужен полноценный рынок электроэнергии. И важно хотя бы назвать эти проекты вслух, так, чтобы об этом стало известно жителям стран ШОС.

Говоря об инвестициях, можно констатировать, что инвестиционная активность в регионе России, Китая и самих стран Центральной Азии увеличилась. Три соседние страны, которые на саммите официально получат статус наблюдателей при ШОС - Индия, Иран, Пакистан - тоже имеют свои инвестиционные планы.

Но для инвестиций, кроме электроэнергии, нужны также торговые пути. Хотелось бы увидеть продвижения таких проектов, как шоссейные пути на Кашгар (Китай), Афганистан (Ваханский коридор) и многие другие. Потому что идеология ШОС - это создание региона, открытого миру, а не замкнутой экономической группировки.

На нынешней стадии ведущая роль должна принадлежать государствам, создающим инфраструктуру для бизнеса. Это хорошо вписывается в нынешнюю структуру бизнеса всех 6 стран, где роль государства достаточно велика. Надо, однако, отметить, что Китай, веками не имевший дел с Центральной Азией, еще не имеет нужного здесь опыта, а Россия растеряла часть того опыта, что был накоплен в эпоху советской Средней Азии.

Впрочем, саммит способен помочь решить многие из этих проблем.

vesti.uz

Предыдущая статья«ЦВЕТНЫЕ» РЕВОЛЮЦИИ НЕ УЛУЧШАТ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ
Следующая статьяЗапретная зона. Лидеры ШОС договорились не пускать на свои территории «цветные революции»