"За революцией наступает "похмелье"
Позиция избранного президента отвечает интересам Москвы, считает бывший президент Киргизии Аскар АКАЕВ
...Прежде всего надо избегать разжигания в стране внутренних антагонизмов, освободить общество от чувства страха, отказаться от деления на "своих" и "чужих". Рушится экономика. Нанесен большой ущерб туристическому бизнесу. Инвестиционная привлекательность республики резко снизилась. Революционный энтузиазм - вещь скоротечная. За революцией наступает "похмелье". .......
Виктория Панфилова, "МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ"
Президентские выборы в Киргизии завершились убедительной победой Курманбека Бакиева - за него подано почти 90 процентов голосов. Выборы, по сути безальтернативные, окончательно подвели черту под "эпохой Акаева". В этой связи вдвойне интересно, что думает о выборах сам Аскар АКАЕВ. Находящийся сейчас в России экс-президент Киргизии не отказал корреспонденту "МН" в любезности прокомментировать итоги выборов.
- Насколько прозрачными и справедливыми были выборы?
- Главное, они все же прошли. В руководстве создана, наконец, обстановка легитимности. Что касается оценки прозрачности и справедливости выборов... Спустя три месяца после государственного переворота, или, как принято его называть "тюльпановой революции", применять подобные определения считаю преждевременным. Административный ресурс в таких условиях не мог не превалировать. Но выборы, это лишь событие. А дальше начинается жизнь - во всей ее сложности. Именно в ней и проходят проверку сладкоречивые предвыборные обещания.
- Говорят, успех Бакиева на выборах не был бы столь однозначным без поддержки Москвы...
- Позицию Москвы я не стал бы излишне персонализировать. Россия в своем отношении к киргизским делам и ныне исходит из своих национальных интересов. А эти интересы - в обеспечении в Киргизии обстановки стабильности, предсказуемости ее внешней политики. Позиция Бакиева, судя по его предвыборной платформе, в данном плане вполне отвечает интересам Москвы.
- Вы заявляли о поддержке тандема Бакиев - Кулов. Удовлетворены ли вы их первыми шагами в статусе официального руководства страны?
- Моя поддержка тандема была связана с рядом условий. Прежде всего сохранить в национальном строительстве бесценный капитал, нажитый за предыдущие 14 лет становления Киргизии, продолжать линию на преодоление бедности, отказаться от политических репрессий в отношении оппонентов. А такие попытки после мартовских событий проявились со всей очевидностью. О новых шагах тандема говорить рано. Между словами и делами порой пролегает огромная дистанция. Дай Бог, чтобы они привели Киргизию в обозримом будущем в то состояние, в котором республика находилась до мартовских событий.
- Способно ли новое руководство обеспечить мир и стабильность в республике?
- Искренне на это надеюсь. Прежде всего надо избегать разжигания в стране внутренних антагонизмов, освободить общество от чувства страха, отказаться от деления на "своих" и "чужих". Рушится экономика. Нанесен большой ущерб туристическому бизнесу. Инвестиционная привлекательность республики резко снизилась. Революционный энтузиазм - вещь скоротечная. За революцией наступает "похмелье". Новому руководству пора засучивать рукава для созидательной работы.
- Как будут развиваться отношения Киргизии с соседями по региону, а также с Россией, США и Китаем при новой власти?
- Надо остановить в конце концов в регионе губительную "революционную инфекцию". Иначе - беда, которая отзовется не только в Центральной Азии. Что касается отношений с Россией, США и Китаем, то "правила игры" в этой области уже четко сформулированы. Нет иного способа для сохранения стабильности, как наладить с членами "тройки" хорошее партнерское сотрудничество.
- Вы не раз заявляли о своем желании вернуться на родину. Как вы считаете, появится ли такая возможность теперь?
- Вновь подтверждаю это желание. Думаю, что после выборов ситуация существенно смягчится. Мое единственное условие - обеспечить положенные мне по конституции и закону гарантии безопасности. В нынешних условиях это зависит исключительно от политической воли нового руководства страны.
- Незадолго до выборов официальные лица обвинили вас в попытках дестабилизации обстановки в республике...
- Это был классический предвыборный трюк. Собственные упущения по охране правопорядка и обеспечению стабильности новые правители пытались свалить с больной головы на здоровую. Вновь подчеркиваю, что к событиям 17 июня ни я, ни члены моей семьи не имели никакого отношения. Я еще в апреле заявил, что участвовать в политической жизни страны в предвыборный период не намерен. И это обещание выполнил.
- Попытки лишить вас президентской неприкосновенности направлены против вас лично или являются скрытой угрозой для вашей семьи?
- Подобные угрозы я воспринял как один из обычных маневров предвыборной кампании. Однако на некоторых влиятельных постах остались люди, которые из чувства политической мести раздувают тлеющие угли. Все еще пытаются раскопать компромат. Где фантастические богатства Акаева? Попытки специально созданной "комиссии Усенова" найти их оказались пшиком. Конечно, вся эта кампания является угрозой для меня и моей семьи. И все же я верю в здравый смысл и дальновидность тандема Бакиев - Кулов. На бесконечном муссировании антиакаевской темы далеко не уедешь.
- Вашу дочь Бермет лишили депутатских полномочий, на сына Айдара и зятя Адиля заведены уголовные дела...
- Мои дети - самостоятельные личности и в состоянии сами постоять за себя. Бермет прошла в состав парламента на законной основе. Попытка лишить ее депутатского мандата основана сугубо на политических мотивах. Бермет, в чем я уверен, защитит свои депутатские права в международных инстанциях. Обвинения против Айдара и Адиля мотивированы в основном политическими соображениями. Правда и здесь восторжествует, если тандем Бакиев - Кулов будет следовать своим предвыборным принципам.
- Не планируете ли вы вернуться в большую политику?
- Возвращение на высший государственный пост я заранее исключаю. Вместе с тем я как ученый, политик и государственный деятель имею устоявшуюся позитивную международную репутацию. В международном лексиконе бытует выражение "никогда не говори "никогда". Это относится и к моей будущей деятельности.