Политолог удивляется тому, что мартовская революция в Бишкеке ускорила проникновение казахстанского капитала в киргизскую экономику
Политолог Ерлан Карин провел в Казахстанском пресс-клубе встречу с журналистами на тему: "Основные результаты мониторинга президентских выборов в Кыргызстане" и представил аналитический обзор "Президентские выборы в Кыргызстане: новые шансы новой власти".
- Мы проводили долгосрочный мониторинг политической ситуации в Кыргызстане, это - завершающий отчет. Деятельность нашей группы в основном была направлена на мониторинг именно политической ситуации и развитие предвыборного процесса, мы не участвовали в работе избирательных комиссий и не работали как наблюдатели, мы оценивали ход агитационной кампании, - заявил г-н КАРИН.
Он представил подробную ретроспективную картину развития политической ситуации в соседней стране в течение последних месяцев, а затем перешел непосредственно к итогам самих выборов. Явка на них по всем регионам оказалась очень высокой, что, по мнению эксперта, связано в том числе и с использованием административного ресурса. В связи с этим он напомнил, что по киргизскому законодательству любой кандидат на время выборной кампании должен покинуть свою должность, однако победитель на выборах - Курманбек Бакиев, бывший на тот момент и.о. Президента, "долго тянул, затем отказался от нее, но потом, воспользовавшись событиями 17 июня, когда сторонники Урматбека Барыктабасова, лидера движения "Мекеним Кыргызстан", который был снят с предвыборной дистанции по обвинению в двойном гражданстве, попытались захватить здание Дома Правительства, объявил, что опять выходит на работу, поскольку должен обеспечить стабильность в стране". Другое подтверждение использования административного ресурса на выборах было приведено в виде ссылок на наблюдения местных журналистов в областях и собственно самим г-ном Кариным зафиксированные случаи агитации в пользу Бакиева со стороны представителей власти.
- Я думаю, что количество голосовавших все же завышено, в день голосования появилось много закрытых участков. Мы думали, что будет очень много голосовавших против всех кандидатов, но этого не произошло. Победа Бакиева на выборах была предсказуемой, и даже, можно сказать, очень легкой. Но вряд ли ему удастся с такой же легкостью управлять страной в течение всего срока его полномочий, - заявил политолог.
Он ожидает в скором времени, к началу формирования нового состава правительства, обострения политической борьбы, что будет вызвано именно противостоянием вокруг кандидатур на важные должности. Остается неясной и ситуация вокруг роспуска парламента - хотя Бакиев заявляет, что этого не будет, но уверенности нет. Еще один виток противостояния ожидается по поводу предстоящих конституционных реформ: Бакиев ни разу не продемонстрировал своих намерений по поводу реформирования института президентства, хотя ряд его сторонников и Феликс Кулов заявляют, что президентские полномочия должны быть сокращены.
Бакиеву уже предъявляют много претензий по поводу кадровой политики. Судя по обнародованным на пресс-конференции фактам, новый киргизский Президент весьма не чужд непотизма: целый ряд его ближайших родственников уже занимают важные посты в силовых структурах, а учитывая, что у Бакиева девять братьев, у этой проблемы, возможно, большое будущее. Есть и другая сторона у проблемы кадровой политики нового Президента: многочисленная (вторая, после киргизской) узбекская община республики недовольна назначением главой президентской администрации Усена Садыкова, которого считают организатором Ошской резни в 1989 году. Усилили все последние события в Киргизии и позиции местного криминалитета. Комментируя вопрос Панорамы о месте движения "Хизб-ут-Тахрир" на сегодняшней политической карте Киргизии, политолог повторил уже высказывавшийся им после весенних парламентских выборов тезис о том, что движение реально имеет в республике значительно больше сторонников, чем это официально заявляется госорганами, и в последнее время оно заметно усилилось. Фактически оно уже стало политической партией, считает г-н Карин.
После всех этих негативных оценок и прогнозов довольно неожиданно прозвучало заявление, что мартовская революция, "как это ни парадоксально, не затормозила, а наоборот, ускорила проникновение казахстанского капитала в киргизскую экономику, причем это проникновение идет по всем направлениям: банковский сектор, медиа-пространство, активы предприятий".
- Государственная электросетевая монополия Казахстана KEGOC высказала свою заинтересованность в участии проекта достройки Камбаратинской ГЭС-2. Общая сумма инвестиций казахстанской стороны в проект может составить порядка $200 млн. Среди крупных казахстанских капиталовложений значатся такие предприятия, как Токмокский кирпичный завод, Токмокский молочный комбинат, Аксуйский завод по переработке кукурузы. Также казахстанский бизнес приобрел 70% акций Кадамжайского сурьмяного комбината. О расширении своего бизнеса в Кыргызстане заявил, в частности, Казкоммерцбанк. Надо полагать, что деловая активность казахстанского бизнеса в Кыргызстане после победы Курманбека Бакиева только усилится. Ведь если даже в период политической нестабильности наблюдался рост казахстанских инвестиций, то логично предположить его дальнейшее увеличение в период политической стабилизации, - заявил г-н Карин.
Неясным остался лишь такой момент: стоит ли столь активно внедряться в экономику страны, у которой, судя по основной части пресс-конференции, впереди политических проблем больше, чем уже пройдено?
Ярослав РАЗУМОВ, Kazakh weekly newspaper PANORAMA