Реализация Центрально-Азиатской стратегии ЕС может формировать политику Узбекистана
24.04.07, АЗИЯИНФОРМ
(Radio Liberty). Вчера в Люксембурге министры иностранных дел ЕС провели первые дебаты по центрально-азиатской стратегии. Этот проект был предложен Германией, которая в этом году председательствует в Евросоюзе, и может быть принят на встрече на высшем уровне ЕС в июне.
Но критики в Брюсселе высказывают предположение, что цена такого подхода ЕС к проблеме доступа к энергетическим богатствам стратегически важной Центральной Азии может оказаться высокой.
Некоторые чиновники говорят, что они боятся того, что ЕС возможно будет вынужден ослабить санкции, наложенные на Узбекистан после кровавого подавления сопротивления в Андижане в 2005 году. Узбекистан - самая густонаселенная страна региона, и сотрудничество с ним жизненно важно для успеха масштабной стратегии ЕС в Центральной Азии.
Некоторые государства-члены Евросоюза теперь подозревают, что в интересах успеха широкомасштабной центрально-азиатской стратегии Германия может попытаться расчистить путь Узбекистану. Государства-члены ЕС 23 апреля вырабатывали детали центрально-азиатской стратегии.
«В понедельник [на совместном заседании Генерального совета и Совета внешних отношений] члены Евросоюза провели первый раунд обсуждений проекта центрально- азиатской стратегии ЕС, которая мы надеемся, будет принята к июню [на встрече на высшем уровне ЕС]», - сказала Представитель Европейской Комиссии Христиане Хоманн.
Энергетический партнер
Все 27 государств-членов ЕС согласны в том, что желательны более тесные связи с Центральной Азией. На встрече в казахской столице Астане в конце марта между представителями ЕС и высшими чиновниками из стран Центральной Азии было достигнуто соглашение о необходимости такой стратегии.
ЕС всегда признавал огромный потенциал региона и свою заинтересованность в энергоносителях. Евросоюз также заинтересован в том, чтобы играть большую роль в регионе и предлагает помощь в самых различных сферах.
В проекте декларации, которую ЕС принял 23 апреля, представлен список всесторонних приоритетов ЕС. Он включают сотрудничество в правовой сфере, по правам человека, демократизации и безопасности.
К декларации прилагается обзор ситуации в некоторых странах региона. Говоря об Узбекистане, министры ЕС, как ожидалось, «отметили», что второй раунд переговоров экспертов ЕС и Узбекистана по событиям в Андижане имел место в Ташкенте 2-3 апреля. В декларации проекта также объявлено о начале «регулярного и ориентируемого на результат диалога по правам человека» между двумя сторонами и о необходимости скорейшего проведения первого раунда диалога.
Диалог по правам человека
Представительница ЕС Хохманн говорит, что Евросоюз уже достиг соглашения с Узбекистаном по диалогу. «Мы наблюдаем за ситуацией в Узбекистане, и вы тоже знаете, что мы надеемся на скорейшее начало диалога по правам человека, на который узбекское правительство уже согласилось», - сказала она.
Источник в ЕС, пожелавший остаться неизвестным, сказал, что демонстрация против президента Ислама Каримова в Брюсселе в мае 2006 года являет собой неудовлетворенность среди некоторых государств-членов Евросоюза попытками Германии начать с Ташкентом непосредственный диалог по правам человека до того, как ЕС обсудит будущее санкций, наложенных на Узбекистан.
Санкции состоят из запрещения выдачи визы определенным чиновникам, связанных с событиями в Андижане, и эмбарго на продажу оружия. Они должны быть рассмотрены министрами иностранных дел ЕС в мае. Во время обсуждения санкций послами ЕС 17 апреля Великобритания и Швеция были особенно заинтересованы в рассмотрении «неблагоприятного» отчета по правам человека в Узбекистане.
Прокладывая путь?
Регулярный диалог по правам человека и международное расследование событий в Андижане - два ключевых условия ЕС для снятия санкций. Некоторые государства-члены Евросоюза в Брюсселе теперь подозревают, что, заинтересованная в успехе свой широкомасштабной центрально-азиатской стратегии, Германия может попытаться подтолкнуть Узбекистан к принятию этих двух условий.
Однако признаков того, что Узбекистан может полностью согласиться со всеми условиями, очень мало. Один из официальных представителей ЕС признал, что диалог по правам человека будет проходить всего один раз в год между чиновниками низкого уровня в подкомиссиях, касающихся проблемам правосудия и местных внутренних проблем. В пределах структуры этого диалога, Узбекистан может поднять проблемы с правами человека в государствах-членах ЕС. Подобная договоренность, которую ЕС имеет с Россией, стала форумом взаимных упреков.
Два раунда переговоров экспертов Узбекистана и ЕС по событиям в Андижане оставили членов ЕС неудовлетворенными. Официальные представители ЕС ограничились в оценках этих встреч словом «удовлетворительно», имея ввиду удовлетворение хотя бы самим фактом того, что они состоялись. Узбекистан, с другой стороны, не подал никаких признаков того, что готов обсудить события в Андижане с любой зарубежной организацией.
8 ноября 2006 года узбекский министр иностранных дел Владимир Норов сказал репортерам после встречи с чиновниками ЕС, что цель переговоров будет ограничена «объяснением» экспертам ЕС мнения Узбекистана, что события в Андижане были «заранее спланированным террористическим актом».
Но сейчас представители ЕС говорят, что ситуация в Центральной Азии опять обсуждлась на переговорах, как и в случае с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым на встрече министров иностранных дел Евросоюза 23 апреля.