Астана: сколько выторговал Назарбаев? КТК у Кремля как минимум
24 апреля 2007, SNGnews.ru
Это решено, ровно через три недели, 11 мая, Владимир Путин прибудет с визитом в Астану.
Путин едет в Астану по "Дорожной карте"
Там состоится вторая в этом году его встреча с Нурсултаном Назарбаевым. Нынешняя частота их свиданий пока отстает от прошлогодней, в 2006-м президенты встречались то ли 13, то ли 14 раз, точнее сказать уже затрудняются даже сотрудники президентского протокола, сбившиеся со счета: Майская встреча, возможно, подведет черту под периодом охлаждения между двумя лидерами, начавшимся после визита президента Казахстана в Вашингтон в сентябре прошлого года. Тогда г-н Назарбаев дал, в частности, ряд обещаний Джорджу Бушу относительно участия Казахстана в проектах транспортировки своих углеводородных ресурсов в обход России, что, разумеется, не могло привести в восторг хозяина Кремля.
За последние месяцы Нурсултан Назарбаев сделал все или почти все, чтобы снять эти "упреки и подозрения". Он фактически "закрыл", пусть и на время, проект транскаспийского газопровода. Во всяком случае, в той его части, что касается Казахстана. А без казахстанского газа "транскаспий" - просто "не жилец": В ответ, в ходе мартовского визита в Москву, Назарбаев получил увеличение квоты на транзит казахстанского газа в Европу через российскую территорию.
И, как стало нам известно, в ходе предстоящей встречи в Астане президенты собираются подписать документ под модным теперь названием "Дорожная карта". В нем будет прописан не только план действий двухстороннего сотрудничества, но и зафиксированы определенные обязательства каждой из сторон.
К примеру, по нашим сведениям, Назарбаеву удалось убедить Путина дать, наконец, согласие на расширение мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), что даст возможность увеличить пропускную способность трубы, по которой экспортируется тенгизская нефть. В прошлом году, казалось, Назарбаев эту проблему уже было решил в Москве, но потом российские топ-менеджеры КТК вступили в конфликт с акционерами консорциума, и вопрос этот снова "завис". Ныне же, когда Россия, Греция и Болгария заключили соглашение о строительстве "многострадальной" нефтяной трубы от черноморского Бургаса до греческого Александруполиса на Средиземном море, и Казахстан может стать акционером этого проекта, выкупив часть акций из тех 49 процентов, что приходятся на долю Греции и Болгарии, Астана имеет разумные резоны для начала одновременного строительства нефтепровода как в сторону Черного моря (к Новороссийску), так и от него (от Бургаса).
Разумеется, масштаб и точность "Дорожной карты" еще будут уточняться, и казахстанскому премьеру Кариму Масимову уже было предложено позавчера его российским коллегой Михаилом Фрадковым подъехать в Москву, чтобы поработать над этим. И обе стороны еще поторгуются друг с другом, выбивая преференции под свои уступки. Что ни говори, а партнеры уже мало в чем друг другу уступают. Вот, к примеру, если верить только что заступившему в должность посла Казахстана в Москве экс-спикеру сената Нуртаю Абыкаеву, Казахстан инвестировал в Россию уже 8 миллиардов долларов(!):
Очевидно, что разговор чрез три недели в Астане зайдет и на киргизскую тему. Надо ясно себе представлять, что главные игроки нынешнего противостояния на майданах Киргизии если и думают о реакции внешних игроков на свои "игры", то ориентируются при этом, в первую очередь, на Россию и Казахстан. Ну, еще, отчасти, на Узбекистан.
Президенту Казахстана будет что рассказать на эту тему Путину. Через неделю Назарбаев отправится с визитом в Бишкек. Можно быть уверенным, что к этому моменту его собеседником там все еще будет коллега Курманбек Бакиев. При всем уважении к аргументам и амбициям киргизской оппозиции, ее требования немедленной отставки президента Бакиева и проведения досрочных президентских выборов не оказались подкреплены достаточными для оказания давления на Бакиева ресурсами. Обещания вывести на площадь к бишкекскому Белому дому до 100 тысяч человек, как и ожидалось, оказались блефом. Киргизия не Украина с ее людскими и финансовыми ресурсами. Да и там киевский майдан в эти дни не видел, чтобы одна из сторон привела туда такую массу своих сторонников...
Да и дело, в конце концов, не только в количестве "человеков на квадратный метр" площади, как подсчитывали лидеры оппозиции своих людей в первый день противостояния 11 апреля и обнаружившие там 45-55 тысяч демонстрантов, преувеличив их количество раз в 8-10: Мне тоже пришлось в тот день в Бишкеке заниматься подсчетами, и, должен заметить, я представляю, что такое 50 или даже 100 тысяч людей на площади. Это было в Москве, на Манежной площади в конце 80-х годов прошлого века, когда "прорабы перестройки" собирали свои митинги. И зря, конечно, киргизские "прорабы" оппозиции так легко жонглируют цифрами людей, будто это пушечное мясо, стремясь напугать этим своих оппонентов в бишкекском Белом доме.
С горечью приходится признать и другое: киргизский майдан хоть, к счастью, пока и не привел еще к массовому кровопролитию, но и не обнаружил способности его лидеров упредить такую возможность своими силами. И в этом еще одно его отличие от киевского майдана. Далее, на мой взгляд, чрезвычайно прискорбным и даже опасным является фактическая дискредитация таких крайних форм протеста, как голодовка. А именно это произошло в апреле в Бишкеке, когда уважение и доверие к нескольким десяткам голодающих было подорвано несколькими свидетельствами нечистоплотного поведения некоторых участников акции. Вина за это также лежит на лидерах оппозиции, взявшихся организовать голодовку. Не внушает уважения к оппозиционным лозунгам и те мотивы, которые толкают людей в оппозицию. На днях бывший председатель Комитета нацбезопасности акаевских времен Калык Иманкулов с пафосом объявил, что вступить в оппозицию его "подтолкнули нападение на его зятя и поджог принадлежавшей ему машины "Тойота-Лендкрузер":
Разумеется, все это не умаляет ценность и уникальность опыта киргизского политического процесса для всей Центральной Азии. Хотя бы в том, и это говорю без всякой иронии, что он еще раз опровергает разговоры о поддержке так называемой "тюльпановой" революции в Киргизии со стороны зловредного Запада и его разведок какого-нибудь Сороса или Фрида Хауса. Смешно все это слышать, наблюдая доморощенные "ноу-хау" киргизского изготовления с демонстрацией традиционного искусства козлодрания на конях, как средства устрашения власти. Уже, кажется, даже главный автор всех этих страшилок Аскар Акаев перестал их повторять, занявшись в Москве чисто конкретной наукой.
Трудно сказать, что расскажет про Киргизию Путину Назарбаев. Но зато точно известно, что из Астаны президент России отправится с визитом в столицу Туркмении. И это, в отличие от киргизского майдана, окажется главной сенсацией нынешнего сезона.
Аркадий Дубной, «Новоя» - Казахстан»