CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Без консенсуса : Казахстан. Деловая Неделя

11 мая 2009

Без консенсуса вода не делится

8 мая 2009г. ? 18 (846), Деловая Неделя, Казахстан

Улболсын КОЖАНТАЕВА

28 АПРЕЛЯ В АЛМАТЫ под председательством президента Нурсултана Назарбаева состоялся саммит глав государств - учредителей Международного фонда спасения Арала (МФСА). По его итогам Исполкому МФСА поручено разработать новую программу по оказанию помощи населению бассейна Аральского моря и предпринять все меры по активизации сотрудничества с международными организациями, привлечению доноров к работе фонда. Вместе с тем вопрос создания водно-энергетического консорциума стран Центральной Азии был исключен из повестки, поскольку соседи не смогли договориться. Однако судьба Арала - это часть общей водной проблемы региона, но можно ли добиться его восстановления, не договорившись о совместном водопользовании? С вопросами об этом корреспондент «ДН» обратилась к заместителю председателя Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК Амирхану Кеншимову.

- Амирхан Кадирбекович, на последней встрече глав государств Центральной Азии не рассматривался вопрос создания водно-энергетического консорциума. Почему эта важная тема была обойдена? - С инициативой создания водно-энергетического консорциума выступил в свое время Казахстан. Ее суть состояла в том, чтобы через создание консорциума решить вопросы взаимодействия государств региона по водообеспечению отраслей экономики, а также проблемы спасения Арала. Данная проблема в виде концепции обсуждалась во второй половине 90-х годов, в 2003-2005 гг. в рамках ОЦАС, затем в 2005-2008 гг. в рамках ЕврАзЭС. Но полного консенсуса достичь не удалось. Вместе с тем следует отметить, что еще в 2006 году на встрече глав государств руководство Узбекистана также поднимало вопрос по рациональному использованию водно-энергетических ресурсов региона.

Однако в целом позиция Кыргызстана отличалась от предложенных Казахстаном подходов к решению этой задачи. Первоначально Кыргызстан предложил создать консорциум только для новых объектов. Другие государства это предложение не поддержали. Узбекистан придерживался концепции раздельного рассмотрения водных и энергетических вопросов. Такая позиция не отвечала интересам государств верхнего течения - Кыргызстана и Таджикистана. Для них вода и гидроэнергетика - неразделимы. И, таким образом, позиция Казахстана в целом не нашла поддержки у других государств региона. Впоследствии, когда Узбекистан приостановил свое участие в ЕврАзЭС, концепцию использования водных ресурсов региона нам пришлось дорабатывать без участия представителей Узбекистана.

- Вопрос спасения Арала - это ведь часть общей темы использования водных ресурсов в регионе, и получается, что на последнем саммите глав государств 28 апреля рассматривали одну сторону проблемы. Возможно ли спасение Арала без урегулирования других вопросов водопользования странами региона? - Изначально в разработанном проекте Концепции создания водно-энергетического консорциума стран региона предусматривалось и решение проблемы спасения Арала, как составной части одного большого вопроса. В настоящее время уже не стоит вопрос спасения Аральского моря. Это практически невозможно. С другой стороны, да, действительно вопросы спасения Арала подразумевают поиск каких-то общих подходов в решении общей проблемы водопользования в странах региона и создание приемлемых социально-экономических условий для населения.

Собственно, и сегодня мы можем говорить о том, что функции созданного межгосударственного фонда для спасения Арала подразумевают в основном тесное взаимодействие сторон в вопросах водопользования. Но пока нет политического решения со стороны государств региона, то мы не можем говорить о других региональных проблемах. В настоящее время каждое государство самостоятельно решает вопросы, касающиеся проблем бассейна Аральского моря.

- Вы говорите, что стороны, в принципе, не против рассмотрения этого вопроса, но они ведут речь только о новых объектах. О каких конкретно гидроэлектростанциях идет речь? - Прежде всего отмечу, что Казахстан никоим образом не оказывает влияния на решение вопросов водопользования в соседних странах, но поскольку республика находится в самой нижней части по течению рек, то вынуждена защищать свои интересы. Поэтому все предложения с нашей стороны направлены на защиту казахстанских объектов и интересов отечественных водопользователей. Что касается новых объектов, то сегодня практически в каждой стране Центрально-Азиатского региона есть свои новые проекты. Некоторые из них уже находятся в стадии реализации, а другие пока только предусматриваются государственными программами. В странах Центральной Азии, конечно, речь идет о строительстве Рогунской ГЭС и Камбаратинской ГЭС-1 и 2, а также гидроэлектростанций на реке Зеравшан. Например, у Узбекистана также есть свои планы и проекты, которые нацелены на сохранение и использование воды для нужд народного хозяйства.

- Как известно, узбекская сторона уже высказывала предложения о необходимости согласования с соседними странами планов строительства крупных сооружений на трансграничных реках. Какова международная практика и какую позицию занимает Казахстан в этом вопросе? - Да, любое государство строит водохозяйственные и гидроэнергетические объекты на трансграничных реках. И в соответствии с международной практикой, если это оказывает влияние на состояние водных ресурсов, оно обязано уведомить и согласовать с другими государствами бассейна. Казахстан придерживается международной практики и положений международных водных конвенций.

- Если Рогунская ГЭС и Камбаратинская ГЭС-1 и 2 будут построены, то чем-то это может грозить Казахстану? - Рогунская ГЭС на реке Вахш в бассейне Амударьи, и она на нас прямого влияния не оказывает. Камбаратинские ГЭСы могут, причем существенно, изменить сложившийся на сегодня баланс использования водных ресурсов реки Сырдарьи. Соответственно, мы также должны перестраивать свою водохозяйственную политику. Это потребует значительных усилий и средств.

- На встрече глав государств представители Таджикистана и Узбекистана высказали необходимость проведения экспертизы построенных и планируемых объектов. Как относится к этому Казахстан и есть ли у него такие предложения? - Если государства верхнего течения сделают такую экспертизу, мы поддержим. Это отвечает нашим интересам.

- Строительство каких новых объектов водопользования предусматривается в Узбекистане, которые каким-либо образом могут повлиять на возможности водопользования в Казахстане? - Узбекистан нас не уведомлял о своих намерениях построить новые водохозяйственные объекты. Но они уже построили Арнасайское, Резаксайское и Кенкульсайское водохранилища. Мы сейчас изучаем последствия влияния уже построенных водохранилищ и возможных новых объектов.

- Какие актуальные проблемы в вопросах двухстороннего водопользования Казахстан хотел бы обсудить с соседним Узбекистаном и рассматривались ли они на саммите глав государств? - Да, мы вносили предложения для обсуждения в рамках прошедшего саммита. Но мне лично неизвестно, обсуждались ли они в узком кругу. Но, в выступлении нашего президента они в основном прозвучали.

dn.kz

Предыдущая статьяПрезидентский марафон: участники прибавляются : Казахстан. Деловая Неделя
Следующая статьяКаспийские горизонты Вашингтона : Казахстан. Деловая Неделя