CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Венские тайны : Деловая Неделя, Казахстан

11 мая 2009

Венские тайны

8 мая 2009г. ? 18 (846), Деловая Неделя, Казахстан

Посольство Казахстана в Австрии и Рахат Алиев по очереди потеряли Мухтара Алиева

Мухтар Алиев добровольно пришел в посольство Казахстана в Вене, но затем почему-то покинул его

Владимир ИВАНОВ

НА ЭТОЙ неделе неожиданно вновь всплыла тема венского эмигранта Рахата Алиева - бывшего зятя президента Назарбаева, обвиненного в попытке государственного переворота и похищении людей, за что он осужден заочно на 40 лет. На этот раз его отец, бывший главный специалист по кардиохирургии в Казахстане, выехавший в Австрию под давлением общественности, настаивавшей, что ему необходима операция на сердце, неожиданно оказался в посольстве Казахстана в Вене, а потом его так же неожиданно покинул. Астана заявила, что академик и «Народный герой» пожаловался на сына за то, что тот не пускает его на родину, а Рахат Алиев обвинил власти Казахстана в похищении своего отца. В итоге получилась полная неразбериха: Мухтар Алиев подтвердил, что добровольно пришел в посольство (чтобы ему помогли вернуться в Казахстан) и написал скандальное письмо (хотя и объяснил его воздействием каких-то таблеток), но утверждает, что проблем с сыном у него нет и на родину он больше не собирается.

О том, что Мухтар Алиев пришел в посольство Казахстана в Вене и просит его помочь вернуться на родину, пресс-секретарь Министерства иностранных дел Ильяс Омаров сообщил журналистам 5 мая, во вторник.

«Мухтар Алиев в ходе беседы с послом сообщил, что прибыл в Австрию для проведения обследования и операции на сердце. По заявлению Мухтара Алиева, его сын с октября 2008 года всячески препятствовал его возвращению на родину, забрав у него все документы, паспорт, кредитную карту, мобильный телефон, наличные деньги и личные вещи», - заявил он на брифинге в Астане, отметив, что 76-летний медик бежал из-под опеки сына накануне в 4 утра.

На этом брифинге было обнародовано письмо беглеца (копия рукописного заявления на имя посла Казахстана в Австрии - смотрите фото), вызывающее противоречивое впечатление. С одной стороны, сам Мухтар Алиев позднее подтвердил, что подписывал его (хотя очевидно, что и писал тоже), с другой стороны, язык его демонстрирует, что автор, по меньшей мере, плохо владеет русским языком, на котором оно было составлено. Странно видеть, что человек, возглавлявший Национальный научный центр хирургии имени А. Сызганова, пишет с ошибкой слово «сердце» (без «д»). В письме множество других несуразностей и грамматических ошибок, вызывающих вопросы у любого сколько-нибудь грамотного читателя.

По словам пресс-секретаря Омарова, отец Рахата Алиева пришел в посольство Казахстана в Вене 4 мая в 9 утра и сразу же передал упомянутое письмо. «Мухтар Алиев рассказал, что он незаметно от охраны особняка, где проживал, перелез через забор и прибыл в посольство. Две недели назад он так же тайно покидал дом, чтобы обратиться в городской департамент полиции. В посольстве Казахстана Мухтар Алиев вел себя адекватно, на вопросы отвечал грамотно и лаконично», - сказал он.

Мало того, он сообщил, что не первый раз покидает охраняемый особняк сына без его ведома. «Две недели назад он так же тайно покидал дом и, придя в городской департамент полиции, обращался с письменным заявлением, но положительного решения не последовало. Мухтар Алиев сообщил также, что он неоднократно пытался мирно решить проблему своего отъезда домой, но безуспешно. Поэтому был вынужден семь раз объявлять голодовку», - процитировал Ильяс Омаров его слова.

Правда, между письмом и содержанием того, что было сказано на брифинге, есть одна деталь - устное заявление о том, что Мухтар Алиев все же передвигался из страны в страну (из Австрии - в Грецию) после того, как выехал из Казахстана, правда, в сопровождении некоей Шоразовой, которую называют «жена сына», т.е. Рахата Алиева. Сразу после своей опалы тот называл незаконным расторжение его брака с дочерью президента Назарбаева Даригой. Из этого же эпизода выходит, что у него с бывшей атташе, вторым секретарем и личным ассистентом есть малолетний сын. В письме Мухтара Алиева об этом ничего не говорится. Или эта информация предназначалась для крайне узкого круга лиц? Тогда зачем ее разгласили всем?

Как бы то ни было, после беседы с послом отец Рахата Алиева пробыл в посольстве около суток. «Мухтар Алиев был размещен в специально подготовленной гостевой комнате, и ему было предоставлено питание. На время пребывания Алиева в здании посольства в вечернее и ночное время суток была организована его круглосуточная охрана. Сейчас сотрудники МИД РК принимают все необходимые меры для возвращения гражданина РК Мухтара Алиева на родину», - сказал во вторник пресс-секретарь МИД.

Вскоре после его брифинга (пресс-секретарь подчеркнул, что вопросов не будет) появилось сообщение о намеченной пресс-конференции Мухтара Алиева в Астане. «Известный хирург, академик Национальной академии наук, «Халык кахарманы» Мухтар Алиев вылетает из аэропорта Вены в Астану рейсом «Австрийских авиалиний» ориентировочно после 20 часов по времени Астаны во вторник. По расписанию этот рейс прибудет в Астану в 5 часов 40 минут утра в среду», - сообщило агентство «КазТАГ», добавив, что при общении с прессой он «расскажет о том, что сын Рахат Алиев насильно удерживал его в Вене с осени прошлого года». Но пресс-конференция не состоялась.

Вместо того чтобы отправиться на родину, Мухтар Алиев связался со своей дочерью, гражданкой Великобритании Гульшат Хорани, которая вывезла и вечером 5 мая (когда в Астане сообщали сенсационную новость) поселила отца в одном из отелей Вены. Сын Мухтара Алиева - Рахат - все это время утверждал, что его отец не мог добровольно оказаться в казахстанском посольстве, что это все - операция спецслужб.

Как сообщает радио «Азаттык» со ссылкой на самого Рахата Алиева, посол Казахстана Ержан Казыханов сообщил Мухтару Алиеву, что получил личное поручение от президента Казахстана Нурсултана Назарбаева сделать все возможное, чтобы организовать доставку Алиева-старшего в Казахстан. «Для этого зафрахтован самолет, который до сих пор стоит в венском аэропорту. Утверждается, что Нурсултан Назарбаев также передал через посла Мухтару Алиеву, что тому не поздоровится, если его сын Рахат Алиев опубликует свою книгу разоблачений», - пишут корреспонденты радио на своем сайте в Интернете.

По словам Мухтара Алиева в интервью этому же радио, он отказывается от того, что подписал, так как в посольстве ему давали «какие-то таблетки». Его утверждение опроверг советник-посланник в ранге заместителя посла Казахстана в Австрии Алтай Абибуллаев, к которому «Азаттык» обратился за комментарием. По его словам, Алиев-старший появился в посольстве «в подавленном состоянии», так как «пожилому человеку, перенесшему операцию, до посольства пришлось пройти 20 километров своим ходом, что сказалось на его самочувствии».

Также он поведал журналистам, что «по просьбе Мухтара Алиева представители посольства Казахстана пригласили ведущего австрийского кардиохирурга Катарину Кисс, которая, осмотрев пациента и сделав ему электрокардиограмму, констатировала, что состояние у Алиева хорошее, давление и пульс были в норме». Связаться с дочерью в Лондоне Алиева-старшего надоумили именно дипломаты, и контакт был установлен через адвокатов его сына. «Только после телефонного разговора с дочерью Алиев-старший пожелал вернуться к сыну», - отметил дипломат.

В общем, никакой логики особенно не наблюдается. Своего сына, заявляющего о похищении, Мухтар Алиев опроверг, заявив «Азаттык»: «Я сам добрался. Хотел, чтобы мне помогли выехать в Казахстан». После этого просто непонятно, почему для него «сейчас такой вопрос не стоит». Непонятно и то, почему за сутки казахстанские дипломаты не смогли обеспечить перелет обратившегося к ним отца Рахата Алиева в Казахстан. Это было бы без сомнения страшным ударом по позициям критикующего бывшего тестя экс-посла Казахстана в Вене. Непонятно также, зачем дипломаты, заверяющие, что отец Рахата Алиева чувствовал себя в посольстве нормально, предложили ему звонить дочери.

Конечно, очевидно, что значительную роль во всем этом сыграло здоровье Мухтара Алиева, которому был вживлен кардиостимулятор. Но вряд ли сам он не понимал, каким испытаниям подвергает свой организм, когда перелезал через забор и шел пешком в посольство 20 километров и хотел лететь в Казахстан. Все-таки у него медицинское образование именно в этой сфере. Либо в силу ослабленного здоровья и стресса он был попросту неадекватен? «Мухтар Алиев пережил кровоизлияние в мозг, у него серьезные проблемы с сердцем, и в Вене он находился под постоянным наблюдением врачей», - сказал Рахат Алиев в интервью радио «Азаттык».

Во всяком случае теперь, находясь в гостинице, он отказывается встречаться с представителями посольства, приехавшими к нему, и через дочь просит полицию удалить их. По словам членов семьи академика, разговаривавших с журналистами «Азаттык», «состояние Алиева-старшего продолжает оставаться неудовлетворительным». За ним должны были приехать врачи из одного из венских госпиталей, куда его должны положить на обследование и лечение, сообщает радио.

По мнению самого Рахата Алиева, высказанному им в интервью радио «Азаттык», «бывший тесть боялся, что Мухтар Алиев мог умереть в самом посольстве» и «только это и помогло Гульшат заполучить отца, который стал все настойчивей проситься уйти из здания казахстанского представительства в Вене».

Вся эта история с визитом Мухтара Алиева в посольство Казахстана в Вене больше походит на какой-то дурно пахнущий сценарий мыльной оперы, а не на реальность. Слишком туго сплелись семейные узы и борьба за власть, государственная служба и бизнес, то есть все те вещи, которые в нормальном демократическом обществе должны быть изолированы друг от друга. Когда отношения между родственниками становятся политикой, это, наверное, даже еще хуже, чем когда государственная служба становится бизнесом или бизнес превращается в криминал. По крайней мере для тех семей, которых коснулась эта беда.

dn.kz

Предыдущая статьяCA-NEWS : 10 мая начался визит в Узбекистан президента Республики Корея Ли Мён Бака
Следующая статьяСайентологи обвиняют Генпрокуратуру и СМИ в разжигании межрелигиозной вражды