«Голос Америки»: Судьба газового соглашения между Ашхабадом и Москвой неизвестна
3 июня 2009, 19:21, CA-NEWS
CA-NEWS (TM) - Гадание на газовой гуще
«Голос Америки», США 03.06.2009 Наджия Бадыкова
Глобальный экономический кризис повлек резкое сокращение потребления энергоресурсов. Производителям придется «затянуть пояса», считают эксперты.
На этой неделе менеджеры ОАО "Газпром" предложили Ашхабаду варианты пересмотра соглашения, так как российский гигант стал нести финансовые потери. Как сообщает «Интерфакс-Украина», Валерий Голубев - зампред правления Газпрома считает, что туркменской стороне необходимо сделать выбор - снизить поставки газа, либо цены на него. Россия уже сократила объемы добычи из-за резкого падения спроса как на европейском рынке, так и в Украине - основных потребителей российского и туркменского газа.
Аркадий Дубнов - политический обозреватель газеты «Время Новостей» подчеркивает, что требование Москвы к Ашхабаду снизить объемы продаваемого в Россию газа, либо понизить его цену является логичным, но сильно запоздалым. Если бы Москва сделала такое предложение Ашхабаду несколько месяцев назад, то, возможно, смогла бы избежать политизации газового конфликта.
Изабэль Горст - корреспондент газеты The Financial Times констатирует, что в прошлом году Москва подняла закупочные цены на туркменский газ для того, чтобы снизить аппетиты китайских и европейских покупателей, но при этом не смогла предвидеть такое резкое снижение энергопотребления в странах-потребителях.
"Туркменский газ закупался по ценам, по которым он мог затем быть реализован на европейском рынке. Поэтому, если сегодня Европа газ не берет, то мы говорим: "Уважаемые коллеги, сегодня некуда ваш газ с вашей ценой реализовывать", - так Валерий Голубев объясняет политику Газпрома.
Гибкие цены - один из принципов рыночной экономики, считает Йоханнес Линн, исполнительный директор центра Вулфенсона при Институте Брукингса. Однако «любой цивилизованный контракт предусматривает колебания на рынке или форс-мажорные ситуации, поэтому меня удивляет, что между Москвой и Ашхабадом возник спор по цене и объемами поставок», отмечает Линн.
Владимир Сокор - аналитик Фонда Джеймстауна согласен с тем, что сложно комментировать спор между Москвой и Ашхабадом не зная, что написано в контракте. «Язык российских контрактов, как правило, работает только в пользу Москвы. Стандартная практика для Газпрома - не фиксировать количество закупаемого газа, а указывать только максимально возможный объем закупки, что дает основание Газпрому в одностороннем порядке интерпретировать контракт и, при необходимости, манипулировать объемами».
Выступая перед журналистами, Голубев пояснил, что основной рынок поставки туркменского газа это Украина, которая сократила объем потребления на 40% или 22 млрд. кубометров газа. Поэтому, соответственно, необходимо снизить цену или объемы закупки газа из Туркменистана.
В российско-туркменском соглашении, подписанном в марте 2008, указано, что цена на туркменский газ на 2009 год установлена на уровне 340 долларов за тыс. кубических метров. «Поэтому получается, что будто Москва и Ашхабад зафиксировали цены на весь год», - подмечает Йоханнес Линн.
В начале июля президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов посетит Брюссель, где встретится с лидерами Европейского Союза и обсудит различные аспекты сотрудничества, включая вопросы энергетической безопасности Европы, сообщают официальные туркменские СМИ.
На этой неделе заместитель премьер-министра Туркменистана Тачберды Тагиев находится с визитом в Пекине, где обсуждает вопросы финансирования Китаем проекта освоения крупнейшего газового месторождения Южный Иолотань, который является потенциальным источником для нового газопровода в Китай. Таким образом, отмечает Владимир Сокор, Ашхабад посылает недвусмысленные сигналы, как России, так и другим заинтересованным странам, что серьезно рассматривает вопросы диверсификации поставок туркменского газа на мировой рынок.
«Россия может смириться с идеей, что Ашхабад будет сотрудничать с Китаем даже несмотря на то, что это не совпадает с ее стратегическими интересами в Центральной Азии. Но вот если ЕС достигнет соглашения с Ашхабадом по поставкам газа и строительству новой для этого инфраструктуры, то это будет сильным ударом для Москвы».
По мнению Сокора, у Москвы нет реальных рычагов давления на Пекин. «Более того, она не будет ссориться с Пекином, во-первых, так как Китай - это гигант не только в Азии, но и в мире, во-вторых, Китай нужен Москве как политический союзник. По отношению же к странам ЕС, Москва еще имеет рычаги давления и может запустить их в любой момент».
Аркадий Дубнов считает, что «нынешний демарш Газпрома, скорее всего, вынудит Ашхабад вступить в переговоры с Москвой о новых "кризисных" условиях поставки туркменского газа. Предположения о том, что ультиматум Газпрома подтолкнет Ашхабад к присоединению к «Набукко» выглядят логичными.
Однако, по мнению Дубнова, следует учесть, что «Набукко» может быть построен не раньше, чем к 2015 году, а газ Туркменистану надо продавать уже сегодня и у него пока есть только один экспортный газопровод - в Россию. Строптивость Туркменистана имеет свой предел. Во всяком случае, в обозримом будущем». И не случайно, что туркменские представители на саммите "Восточного партнерства" в Праге 8 мая не поставили свою подпись под документом о присоединении к «Набукко».
Судьба газового соглашения между Ашхабадом и Москвой неизвестна, поэтому прогнозировать - дело неблагодарное, считают многие аналитики.