"БП": Великий эксперимент над киргизской энергетикой - сокрушительный и бессмысленный.Ч. 1-я
10:02 04.06.2009, ЦентрАзия
ВЕЛИКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ И БЕССМЫСЛЕННЫЙ
Говорят, журналист не профессия. Эта такой особый неугомонный характер. Когда все замечаешь, - что вовсе не замечательное, и непременно об этом разорешься. ТО есть, всех вложишь. Что ж, пусть так! Будем разоблачать. Займемся обычной журналистской работой - срыванием всех и всяческих масок.
Чего не видит оппозиция
Не видит она многого. Чем громче название, тем тише смысл? Объединенное народное движение (ОНД) как-то плохо знает и понимает народные нужды, да и чего вникать - назвались народным, значит, народные!
Эксперимент начался в конце 90-х годов. В 2001 году единая национальная энергетическая компания, управлявшая всем топливно-энергетическим комплексом страны, - "Кыргызэнерго" - приказала долго жить. Таково было пожелание Всемирного банка, главного кредитора нашей энергетики, куда он загнал (под гарантии правительства КР!) к началу 2001 года более 600 миллионов долларов. Разумеется, МВФ тоже поучаствовал в этом проекте, не столько финансами, сколько предписаниями (они носили почти неукоснительный характер все 90-е годы и начало 2000-х), предприсаниями нашей независимой власти, что и как надо делать, чтобы "получилось хорошо".
Получилось плохо. Конечно, никто бы не возражал против рекомендаций и даже предписаний, если бы они привели к расцвету нашей электроэнергетики, но они привели к развалу ТЭК страны. Кыргызстан, имеющий главные запасы воды, от которой зависит во многом экономика Узбекистана и Казахстана, пришел к полной неразберихе в собственной гидроэнергетике. Начались скрытые и явные конфликты с соседями по вопросам воды, поставкам органического топлива и т.д. Великий эксперимент получился сокрушительно провальным. Настолько сокрушительно и настолько провальным, что после него ни одна страна на постсоветском пространстве на такие действия не то что не решилась, а страшилась их как огня.
В общем, единую и неделимую электроэнергетику Кыргызстана разделили и расчленили. Вместо единого управляющего органа, с которого можно было спрашивать и который нес полную ответственность за весь комплекс - от генерации электроэнергии на каскаде Токтогульских ГЭС до доставки ее конкретным потребителям, - мы получили как минимум шесть изолированных друг от друга структур, действующих несогласованно и в целом не отвечающих за состояние национальной энергетики. Именно тогда был нанесен главный убийственный удар по национальной энергетической безопасности нашей страны. Все дальнейшее было:.
Абсурдом, возведенным в абсолют
На всякий случай: "абсурд" - бессмыслица, нелепость. "Абсолют" - неограниченный, безусловный, вечный. Итак, процесс пошел. Распад единой энергосистемы, может быть, и позволил кому-то из зарубежных теоретиков написать пару-тройку научных работ или защитить несколько докторских диссертаций, не знаем, известно другое: наша энергетика неудержимо двигалась к коллапсу. Помнится, одному из авторов этих строк довелось в 2003 году участвовать в закрытом для журналистов Электроэнергетическом совете СНГ, проходившем на Иссык-Куле, в "Авроре". Председателем совета был Анатолий Чубайс. Когда наш бывший руководитель "Кыргызэнерго" (которого уже не было) Бакирдин Сартказиев рассказал о ситуации в кыргызской энергетике, Чубайс хмуро заметил: "Когда на бардак в системе, на огромные потери в сетях, низкую собираемость денег и дефицит средств, накладываются еще и реформы, то можно ждать чего угодно. - Он помолчал и закончил: - Но обратного движения по реформе уже быть не может".
Конечно, к Анатолию Борисовичу можно относиться по-разному, но факт остается фактом: никаких скоропалительных реформ в огромной энергосистеме России при нем не было. То, что умудрились сотворить в Кыргызстане в 2001-м, в России начали постепенно осуществлять только в прошлом году, соответственно подготовившись и определив приоритеты. Но мы опять всех в чем-то опередили, так и не поняв, в чем опередили, а главное - зачем!?
День сегодняшний
К 2009 году наша энергосистема подошла в тяжелейшем состоянии: то, что было заложено в реформе, конечно, сработало, коллапс наступал, смертельные шаги командора наша энергетика слышала все более отчетливо. Приближение гибели можно было замедлить, оттянуть, но не предотвратить. Сработка воды в Токтогулке, энергетический сепаратизм стран-членов Объединенной энергосистемы Центральной Азии (ОЭС ЦА) - все приближало конец. Токтогульская ГЭС и ее водохранилище многолетнего регулирования перестали работать в ирригационном режиме, как это должно было быть по технологии эксплуатации ОЭС ЦА, а стали работать в режиме энергетическом, то есть, срабатывая воду зимой, и к началу ирригации выходя с минимальным запасом воды.
Холодная зима 2007-2008 окончательно подкосила нашу энергетику - объем воды в Токтогулке был доведен до критического уровня. Пошли веерные отключения, обрезали трехфазки, школы срочно переводились на отопление углем, школы простаивали в морозы классы пустовали, каникулы удлинили как только можно: В конце апреля в Алматы проходит саммит государств-учредителей Международного фонда по спасению Арала (МФСА), собираются все пять президентов - Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Две главные водные страны - Кыргызстан и Таджикистан, - переживающие энергетический кризис, приезжают на саммит в ожидании жесткого разговора со стороны государств, нуждающихся в воде, - Узбекистана и Казахстана. И тут Курманбек наш Салиевич, как на ринге, словно оттолкнувшись от канатов, бросается в атаку. Его выступление было сильным по всем позициям - фактическим, аргументационным, эмоциональным. Как бы кто не относился к Бакиеву, но на саммите он смог защитить наши национальные интересы.
Больше того, он говорит такие вещи, о которых грамотная оппозиция давно должна была бы громко и грамотно сказать. Не сказала. А Курманбек наш Салиевич сказал: ":При этом хочу особо отметить, что основная нагрузка по разрешению проблем маловодья прошлого года и суровой зимы легла на плечи населения Кыргызстана, которое на себе испытало все тяготы дефицита электроэнергии и веерных отключений, направленных на сохранение воды". Даже после этих слов можно однозначно предположить, кого у нас выберут президентом. И гадать не надо, и к бабке ходить не надо!
И все же, смелое выступление, открытая позиция и честность - это хорошо, но субъективно. Объективная ситуация в нашей энергетике от моральной поддержки населения не улучшилась, она оставалась и остается предынфарктной. По сравнению с прошлым годом, когда шли полномасштабные веерные отключения, воды в чаше Токтогулки больше не стало. Стало ее даже меньше. По-прежнему впереди - неизбежные отключения и ограничения, из-за чего по-прежнему будет снижаться производство промышленной продукции, будет страдать предпринимательство и, разумеется, население.
Как навести порядок в энергетике?
Цена вопроса слишком высока, чтобы не обсудить его объективно, непредвзято, открыто. К сожалению, те предложения, которые звучат по этой проблеме в последние два года, малопродуктивны. Но поскольку они звучат с самого "верха", все делают вид, что они эффективны и способны сыграть роль реанимации для отечественной энергетики. Это не так. Нам внушают, что вопрос эффективного управления есть вопрос формы собственности. Никогда такого не было. Тем более сегодня, когда мировой кризис заставил даже самые продвинутые рыночные страны усилить роль государства в регулировании экономических процессов. Но мы, как всегда идем своим путем. Или нас ведут? Или нас ведут за ручку все те же иностранные "реформаторы", которые начинали разгром нашей энергетики в конце 90-х-начале 2000-х?
Теперь нам объясняют, что распредкомпании надо приватизировать, чтобы появился настоящий собственник и навел порядок в управлении. Кстати, напомним: разделение единой энергосистемы привело к созданию отдельных изолированных друг от друга структур - "Электрических станций", которые занимаются только выработкой электроэнергии, "Национальных электрических сетей Кыргызстана" - высоковольтные линии (500-220 кВ) и соответствующие подстанции, плюс четыре распредкомпании - "Северэлектро", "Востокэлектро", "Джал-абадэлектро" и "Ошэлектро", которые непосредственно реализуют электроэнергию потребителям и собирают за это деньги. Наконец, у нас есть еще 55 РЭСов - районных электрических сетей, обеспечивающих доставку электроэнергии до конечных потребителей. Все эти структуры существуют сами по себе, никто никому не подчиняется, никто никому не подотчетен, а работая на собственный интерес. То есть еще надо было додуматься так губительно раздробить единую энергосистему, оставив ее вообще "без головы"! И вот нам внушают: а теперь мы все это продадим инвесторам - распредкомпании и даже РЭСы - и будет у нас счастье.
Не будет. И инвестор не придет. Но ничего этого оппозиция не видит и не понимает. С глаз долой, из сердца вон - и голова не болит! Знай себе митинги да курултаи собирают, больше похожие на межсобойчики. Ни тебе анализа экономики, ни тебе анализа состояния энергетической безопасности страны - ничего, одна какая-то шумная возня непонятно вокруг чего:
Елена АВДЕЕВА. Виталий ГРАДОВ.
(Продолжение следует) 04.06.2009
Источник - Белый парус