Ж.Головань: Урка от урана. Тюремные страдания М.Джакишева ("Казатомпром")
00:03 09.11.2009, ЦентрАзия
Урка от урана
С момента ареста Мухтара Джакишева прошло более пяти месяцев. Однако предсказывавшегося оттока инвесторов из Казахстана по причине, якобы, "ухудшения бизнес-климата", так и не произошло. Более того, иностранные компании с удовольствием активизировали свою работу с Казахстаном. А международные эксперты в области военно-политического анализа считают, что Казахстан вполне подходит для создания на его территории банка ядерного топлива.
Вскоре после ареста Джакишева отечественная бизнес-элита вылила свои страхи на бумагу, отправив письмо-прошение за коллегу на имя президента. Они тогда заявили, что ситуация с "Казатомпромом", кроме иностранного мандража, "негативным образом отражается на бизнес-климате внутри страны, так как казахстанские предприниматели больше не чувствуют себя защищенными законом".
По сути, в этом письмо, прикрываясь якобы интересами за инвестиционное будущее и международную репутацию Казахстана, элита показала собственные страхи: их немало беспокоит, что же дальше будет с родиной, главное - что будет с ними. Ведь давно известно - олигархи свободолюбивый народ: ну ни один в тюрьму не хочет! (А если копнуть поглубже, у каждого "в копилке" есть за что туда отправить).
Вот и начали вопить, что "арест Мухтара Джакишева и скандал, связанный с этим арестом, ставит под серьезный вопрос дальнейшее успешное сотрудничество с иностранными партнерами: Ведь все взаимоотношения и сотрудничество основывались в значительной степени на личности самого Мухтара Джакишева. Я знаю, что он пользовался и пользуется безусловным авторитетом в мировом урановом сообществе", - заявил однажды бывший директор департамента казначейства компании "Казатомпром" Галым Назаров.
Хотя думается, что Джакишев "пользуется безусловным авторитетом" отнюдь не по причине своих гениальных способностей, а лишь потому, что был руководителей одной из крупнейших урановых компаний мира. Компании в государстве, обладающей крупнейшими урановыми запасами. К слову, если проследить историю преобразования Джакишева из управленца в топ-менеджера, то станет видно, что сие звание ему присвоили отнюдь не иностранные коллеги, а местные чиновники. По большей части, его же сотрудники, получавшие из его рук зарплату да бонусы. Ну как тут не полюбить шефа, да не порадовать его супер-званием?
Основание же для этого совсем не обязательно должно быть. В конце концов всегда можно его придумать. Например, нарисовать картину, как Мухтар Джакишев вытаскивает за уши урановую промышленность. Откуда? Из развитого советского прошлого. Куда - да в никуда. За годы его председательства в "Казатомпроме" кроме распродаж урановых ценностей, у нас не построено ни одной электростанции. А сколько осталось реакторов под руководством Джакишева? И чем они занимались?
Но стоило Джакишеву уйти с арены, как Казахстан перестали воспринимать исключительно как место, где можно выгодно прикупить урановый рудничок или, если уж совсем не повезет - просто готовый уран. Недавно один американский эксперт во всеуслышание заявил, что Казахстан вполне может быть страной-депозитарием ядерного топлива.
"Различные государства предлагали, чтобы МАГАТЭ создало банк ядерного топлива, и были предложения о том, чтобы определить страну, наилучшим образом подходящую для создания банка на ее территории", - сказал старший научный сотрудник центра военно-политического анализа института Хадсона Ричард Уайтс, выступая на международной конференции на тему "Председательство Казахстана в ОБСЕ: вызовы и возможности".
"Казахстан мог бы оказаться среди этих стран, потому что у него хорошие взаимоотношения с Ираном и Россией, партнерские отношения в этой области с США. Я думаю, что банк ядерного топлива мог бы быть основан в Казахстане", - отметил эксперт.
Он заявил, что этот банк "принесет пользу Казахстану для налаживания лучших связей и послужит таким образом, чтобы страны чувствовали себя комфортней и были уверены, что уран направлен в правильную сторону и не будет использоваться для изготовления и распространения ядерного оружия".
Заметим опять, что произошло это вскоре после устранения Джакишева от управления урановой промышленностью. Журнал "Форин полиси" подозревает, что существует опасность того, что казахстанские ядерные материалы могли попасть в ненадежные руки в результате мошенничества такого масштаба. Потрясающе огромные объемы урана могли быть поставлены контрабандным путем на экспорт, минуя структуры государственного надзора, пишет издание. Этой возможностью, предполагает журнал, могут воспользоваться "страны-изгои" или террористические группы, делает выводы журнал. Разведка США в своем докладе более жестка - распространения ядерных материалов из Казахстана существует.
По сути, все эти "подозрения в распространении" - результат бесконтрольной распродажи 60 процентов урановых активов Мухтаром Джакишевым. Смена главы "Казатомпрома" (на кого, похоже, роли не играет), а также ужесточение контроля над урановой промышленностью в Казахстане, дало Западу надежду, что история не повторится. А значит, они могут доверить Казахстану самое ценное в сегодняшнем хрупком мире - ядерное топливо, веря, что Астана сделает все возможное, чтобы ни один его атом не покинул пределов банка.
А это означает только одно - что запад, также как и казахстанские спецслужбы ни на йоту не верил в супергениальность уранового магната и полностью согласен со всеми выдвинутыми против него обвинениями.
Жанна Головань
Источник - ЦентрАзия