"Newsweek": В Афганистане у США больше шансов на успех, чем у СССР
12:49 22.12.2009, ЦентрАзия
Учась на ошибках Советского Союза
Поговорите с российскими ветеранами афганской войны, и вам трудно будет не заметить, что они хотят поражения США в Афганистане. Для этих гордецов видеть то, что НАТО преуспела в работе, которая не удалась им, усиливает их чувство унижения от поражения. Легче заявлять, что если Советский Союз не смог одержать победу там, то никто не сможет. "Нам не удалось одержать победу, и вы тоже не сможете сделать этого", - говорит генерал Виктор Ермаков, который командовал советскими войсками в Афганистане с 1982 по 1983 г. "Они не доверяли нам. Они не будут доверять и вам". Посол Замир Кабулов, служивший в Афганистане в период оккупации и только что завершивший свой четырехлетний срок в качестве посла в стране, более не оптимистичен. "Мы пытались внедрить коммунизм. Вы пытаетесь внедрить демократию", - говорит он. "Нет ни одной ошибки Советского Союза, которой не повторило бы международное сообщество".
Такая безжалостная тенденция вряд ли вселяет надежду, и бесспорно, является эхом советского опыта в новой афганской стратегии Барака Обамы. Обама все более настойчиво пытается сделать то, чего никогда не смогла сделать другая иностранная держава: одержать победу над афганскими повстанцами и оставить после себя стабильный и законный местный режим. Несчастье Советского союза в Афганистане, начавшееся 30 лет назад в канун Рождества, началось с большинства таких проблем: создание племенной политики, задержание поддержки повстанцам из Пакистана, назначение надежного правительства в Кабуле и жизнеспособных сил безопасности, сокращение уровня гражданской смертности. Все же различия так же глубоки, и они предполагают, что Америке удастся преуспеть там, где Россия потерпела неудачу - отчасти учась на своих собственных ошибках и ошибках Советского Союза.
Неприятности Москвы в Афганистане начались почти в период начала войны, с наводнения международного осуждения, такого сильного, которого советские лидеры даже не ожидали. США наложили торговые санкции и бойкотировали Олимпийские игры 1980 года в Москве. Сегодня Обама оказался в совершенно другом положении. Кампания НАТО наслаждается широкой международной поддержкой, в том числе со стороны России, по крайней мере, мысленной.
Но самым важным различием между прошлым и настоящим является то, что "Талибан" не поддерживает супердержава, которая обеспечивает его деньгами и смертельным оружием. Это делает "Талибан" намного меньшим врагом, чем были моджахеды в 1980 гг., которых поддерживали и вооружали США и Пакистан. Вашингтон не без основания подозревает, что многие из старых повстанцев, все еще сражающихся сегодня - особенно командующий "Талибана" Джалалуддин Хаккани - получают тайную поддержку от элементов разведывательных служб Пакистана. Но даже если это так, нынешняя причастность разведки не похожа на прежнюю, не в последнюю очередь потому, что гражданское правительство Пакистана официально выступает против "Талибана" и предприняло отдельные попытки борьбы с ним. Поколение назад, зенитные управляемые ракеты "Стингер", которые в огромных количествах поставлялись мятежникам после 1986 года благодаря кампании американского конгрессмена Чарли Уилсона, по сути, отнимали у СССР превосходство в воздухе. Сегодняшний "Талибан" не имеет такого технологического преимущества, у него не так много друзей. В результате "американцы как никогда оказались в лучшем положении", - говорит Юрий Крупнов - директор российского института по региональному развитию, который пропагандирует российско-афганские связи. "Это не будет вторым Вьетнамом".
Другой причиной его правоты является то, что НАТО лучше учится на ошибках Москвы, чем это делали Советский Союз. Возьмем, к примеру, жертвы среди гражданского населения. Первоначальная военная победа досталась почти без усилий, как для Советского Союза, так и для НАТО. Однако две державы вскоре наступили на те же грабли, теряя мужество и разум после нечаянного нападения на гражданские цели. Ермаков вспоминает о том, как он приказал своим войскам заминировать ирригационные каналы вокруг города Гардез в 1983 году. Многие душманы (уничижительное местное прозвище моджахедов) были взорваны, но также взорвались и каналы, так необходимые для местных фермеров. "Однажды наша авиация разрушила половину Кандагара, потому что кто-то не получил правильные инструкции", - говорит хорошо владеющий фарси и пушту Александр Шкирандо, который провел 10 лет в Афганистане в 1980 гг. в качестве политического и военного советника. НАТО совершил такие же ошибки - особенно две бомбежки в соединенных частях в Кундузе и Урузгане - но в совершенно другом масштабе. Трудно получить информацию о точном количестве жертв среди афганского населения во время советской военной кампании, однако эти данные варьируются от 700 тысяч до более 1 млн. человек. По данным ООН, общее количество жертв, напрямую и косвенно связанных с последней войной, колеблется от 12 тыс. до 30 тысяч.
Американцы тщательно избегали бессмысленной жестокости СССР не только на полях сражения, но и в обращении с заключенными. Даже до того, как американский командующий генерал Стэнли МакКристал подготовил обзор в начале этого года, скандал вокруг Абу Храиба в 2004 году привел к улучшению обращения к заключенным в лагере допросов в Баграме. И насколько бы ужасными не были условия в Баграме, они ничто по сравнению с плохим обращением со стороны уполномоченной СССР секретной афганской полиции, которая убила как минимум 27 тыс. политических заключенных в своем печально известном месте заключения в Пул-э-Чархи. Русские любят сравнивать советскую и американскую оккупацию: Крупнов спрашивает: "Кто более империалистичен, СССР или американцы"? Однако в действительности существует мир различий в поведении двух армий. Советские войска попробовали свои силы в 1984-85 гг., увеличив количество войск до 118 тыс. солдат в самых проблемных районах, расположенных ниже долины Пандшер и стратегической дороги в Хосте. Но их тактика не сработала. Моджахеды "таяли как туман", вспоминает этнический литовский призывник Паулиус Пурикис, который служил в качестве сержанта. "Нам никогда не удавалось вывести их на встречный бой", - говорит он. Генерал МакКристал надеется избежать этой проблемы при помощи дополнительных войск, что позволит ему "очистить и удерживать" целые провинции, с маленькими передовыми постами, которые будут использоваться для "дружбы" и сбора информации от местных жителей.
Несомненно, Советский Союз также пытался завоевать сердца и умы. Однако он оставил эту работу для КГБ, с печальными результатами. Сегодня, вместо того, чтобы управлять сетью секретных центров пыток, как это делал уполномоченный СССР Мохаммад Наджибулла, президент Хамид Карзай объявил себя защитником прав афганцев, находящихся в американских тюрьмах, и это нравится населению.
СССР также запутал процесс построения отношений с племенными лидерами. Василий Кравцов провел 12 лет в Афганистане, став старшим по званию офицером КГБ в Кандагаре, ответственным за создание афганской службы безопасности и разведки в этой области. Политика по племени пуштунов была специальностью Кравцова, и стала несчастьем всей его жизни. Проблемой отчасти стала коммунистическая повестка дня по просвещению афганцев путем замены религиозных школ на светские, а также подрыва авторитета местных мулл. "Мы совершили глупые идеологические ошибки", - говорит генерал Руслан Аушев, который был российским командиром в афганской войне и получил многочисленные награды. "Мы говорили мусульманам, что религия является опиумом для народа"! Американские чиновники попытались быть более чувствительными в культурном плане: как отметил МакКристал в своем недавнем отчете, получившем огласку, американские войска переходят от "чрезмерно оборонительной тактики к контакту с афганцами".
Возможно, самая тесная параллель - и сфера с большим количеством уроков для Вашингтона сегодня - заключается в том, как укрепить местное правительство. И здесь снова появляется причина для оптимизма. Марионетка Москвы в лице Наджибуллы была слабой и непопулярной, и он был повешен на фонарном столбе сразу же после того, как его патроны ушли домой. Карзай тоже не слишком популярен. Но, несмотря на все его проблемы, он находится в лучшем положении, чем его предшественник, так как, несмотря на предвыборные махинации и обвинения в коррупции, Карзай все еще пользуется большей популярностью в отличие от любого другого политика Афганистана.
Это большой ресурс. Назначить правильное местное правительство - вероятно, решающий ключ к успеху или провалу. Чтобы сделать это, Вашингтону, вероятно, следует проигнорировать советы русских. Сегодня российские ветераны настаивают на том, что главной причиной их неудачи была их попытка внедрить иностранное мышление в давнюю систему племенных союзов. "Забудьте о своих идеях внедрения демократии здесь", - говорит Ермаков. Однако коммунизм не был реальной проблемой, таковой не является и демократия. На самом деле демократия может быть решением. Правительство Наджибуллы пало не потому, что оно было светским и социалистическим, а потому, что оно распалось под двойным злом трайбализма и коррупции. Москва пересадила маску коммунизма на узкую, репрессивную и широко презираемую племенную группу пуштун, которая не была четой для моджахедов. Отсюда можно предположить, что главным сегодня является поддержка правительства, которое является максимально всесторонним, демократичным и ответственным. Это означает делать все возможное во власти Вашингтона, чтобы заставить Карзая взяться за ум и закончить начатую работу. США со своей быстрой адаптацией уже показали, что находятся в лучшей форме, чем любой другой оккупант, чтобы выиграть афганскую войну. Теперь задача заключается в том, чтобы избежать ошибок России во время ухода, и стать первой иностранной силой, покидающей уже процветающий Афганистан, а не тот, каковым он был при вторжении.
Оуэн Мэтьюс, Анна Немцова "Newsweek", 11 декабря 2009 года Перевод -
Источник - Zpess.kg