привело Гейдара Алиева в Москву? Наталья Серова, serna72@mail.ru
Бодрый тон ряда СМИ, сообщавших в связи с визитом в Россию президента Азербайджана Гейдара Алиева о прорыве во взаимоотношениях России и Азербайджана ("Баку может стать опорой России на Кавказе. Азербайджан является историческим и стратегическим партнером Москвы", "Известия", 24.01), не помешал им достаточно подробно проанализировать состояние российско-азербайджанских отношений и итоги переговоров.
"Время новостей", "Известия" и "Труд" подчеркивают, что резкое улучшение в отношениях России и Азербайджана связано с "прорывом, который начался год назад после визита В.Путина в Баку".
"Мало кто ожидал, что первое знакомство хитрого и мудрого политика Алиева с молодым президентом России будет иметь такие положительные результаты. Патриарх советской и постсоветской эпохи в одном из интервью признался: "Я рассчитывал всего лишь на 30-минутную встречу с Владимиром Путиным. Но мы проговорили почти четыре часа" (Известия, 25.01).
Цитируя слова Гейдара Алиева о том, что "Россия стала ближе к Азербайджану, проявляет больше благожелательности и добрососедства", СМИ подчеркивают, что Путину удалось "растопить лед российско-азербайджанских отношений", образовавшийся вследствие неприязненного отношения к Алиеву со стороны первого российского президента Ельцина.
"Причины, по которым российско-азербайджанские отношения были более чем натянутыми до этого времени, вслух не называются, однако ни для кого не секрет, что в период президентства Бориса Ельцина немалую роль играл личный фактор, а именно неприязнь, которую испытывал господин Ельцин к азербайджанскому лидеру еще со времен политбюро ЦК КПСС" (Ъ, 26.01).
Констатируя наличие личной симпатии между Путиным и Алиевым, "Известия" усматривают их причину в уважении, которое оказывает молодой российский президент политическому "патриарху" Алиеву. "Нынешний лидер России не считает лишним и унизительным посоветоваться с Гейдаром Алиевым по разным международным вопросам" (Известия, 25.01).
Алиев, в свою очередь, также делает дружественные жесты "В прошлом году азербайджанские правоохранительные органы задержали на своей территории и экстрадировали в Россию нескольких чеченских боевиков... Особой благодарности от российского президента господин Алиев удостоился за поддержку русского языка в Азербайджане" (Ъ, 26.01).
Но главный вопрос, который занимает СМИ, - зачем приезжал Алиев?
Основные версии
1. "Приезд Алиева связан с совещание по проблемам Каспия" Отмечая, что визит азербайджанского президента почти совпал по времени с рабочим совещанием заместителей глав МИД пяти прикаспийских государств и проходит всего несколько дней спустя после визита в Москву президента Туркмении Сапармурата Ниязова, некоторые СМИ - особенно отчетливо эта линия представлена в "Коммерсанте" - делаю вывод о том, что "Москва стремится использовать близость позиций с Баку для перетягивания на свою сторону лидера Туркмении и оказания совместного давления на Иран" (Ъ, 25.01).
Тактика Москвы, по мнению газеты, строится на том, что Россия намерена "обменять" обеспеченные ее посредничеством уступки Азербайджана в его территориальном споре с Туркменией на присоединение Туркмении к альянсу России, Казахстана и Азербайджана по вопросу о разделе Каспия.
2. "Главное, что интересует Алиева, - карабахская проблема" Озвученные рядом СМИ мнения представителей азербайджанской стороны позволяют говорить о давлении, которое пытается оказать Азербайджан на российское руководство с целью привлечения его на свою сторону.
Так, бывший министр иностранных дел Азербайджана Тофик Зульфугаров фактически прямо говорит, что "Азербайджан готов на уступки по всем вопросам, если Москва изменит свою позицию в пользу его страны... Сближение позиций России и Азербайджана по этому принципиальному вопросу может заметно повлиять на решение практически всех проблем между двумя странами" (Ъ, 25.01).
В том же духе выдержан и комментарий известного азербайджанского политолога, долгие годы проработавшего в команде Гейдара Алиева Эльдара Намазова, который, откровенно спекулируя на тезисе о "прагматизме Путина", добивается пересмотра военной стратегии России на Кавказе и отказа от "военного плацдарма" в Армении, а также шантажирует Россию возможным сближением Азербайджана с НАТО и Турцией. "В случае бездействия России Грузия и Азербайджан будут вынуждены пойти на создание на своих территориях военных баз стран НАТО и, прежде всего, Турции. Симптомы такого поворота событий уже наблюдаются. А это неизбежно ведет к растущей милитаризации региона" (ОГ, 24.01).
О "симптомах" накануне сообщила "Независимая газета", проинформировав о том, что в новом политическом контексте, когда "НАТО желательно иметь в тылу своих новых центральноазиатских баз опорные пункты в Закавказье", откладывавшийся до сих пор прием Азербайджана в НАТО может быть в скором времени решен положительно. "Азербайджан посетил председатель Парламентской ассамблеи НАТО Рафаэло Эстрелья. Одной из причин этой поездки, по его словам, была карабахская проблема, скорейшего разрешения которой желает Североатлантический альянс. Эксперты ПА НАТО "изучают ситуацию для развития диалога и сотрудничества"... Эстрелья прямо заявил, что для Азербайджана, который представлен в ПА НАТО в качестве наблюдателя, "уже создана основа для приобретения страной более высокого статуса в альянсе" (НГ, 24.01).
3. Нефть "Время новостей" (24.01) сообщило о трениях относительно цены за прокачку азербайджанской нефти между Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР) и "Транснефтью". В связи с завершением в конце 2002 года первого этапа межправительственного соглашения о транзите азербайджанской нефти по нефтепроводу Баку - Новороссийск ГНКАР пытается добиться снижения расценок, "Транснефть" отказывается.
Поскольку строительство альтернативного нефтепровода Баку - Джейхан на сегодняшний день фактически заморожено и введение его в строй ожидается не ранее 2005 года, у Азербайджана нет иного выхода, как находить взаимопонимания с Россией. "Гейдару Алиеву нужны российские экспортные нефтепроводы для азербайджанской нефти. Потому что проекты сооружения собственной трубы (на Турцию) пока заморожены, а деньги Азербайджану нужны уже сегодня" (Труд-7, 24.01).
4. "Главный итог визита - договор об аренде Габалинской РЛС" Этот тезис транслировали практически все СМИ, подчеркивая важность подписанного договора для России. "Главное значение этой станции - в раннем предупреждении ракетных ударов по России. Азербайджан долгое время не хотел видеть российскую РЛС на своей территории. Но в итоге обе стороны пришли к компромиссу. РЛС "Дарьял" переходит в полную собственность Азербайджана. Но Россия имеет право арендовать ее на десять лет, внося ежегодно по семь миллионов долларов" (МК, 26.01).
Одновременно бросается в глаза слабое освещение содержания шести других подписанных в ходе визита документов, в том числе Соглашение между Россией и Азербайджаном об основных принципах и направлениях экономического сотрудничества.
В этой связи "Ведомости" делают вывод, что "Алиев приезжал не ради договора об РЛС". "Алиев - человек, который пришел в МГБ еще в эпоху Лаврентия Берии и стал генералом советской безопасности еще в те годы, когда Володя Путин мог только мечтать о службе в КГБ. Такой человек ничего не делает случайно и никуда не поедет ради какой-то там радиолокационной станции" (Ведомости, 25.01).
5. "Алиев озабочен обеспечением преемственности власти" Этот тезис появился в статье бакинских авторов У.Бабаевой и А.Гаджизаде "Гейдар Алиев хочет "замолвить словечко" Путину за своего сына Ильхама", напечатанной в "Независимой газете" (24.01). "Алиев едет в Москву искать поддержки. Нерешенная карабахская проблема, нестабильная общественно-политическая обстановка, низкий социальный уровень, активизация оппозиции и давление со стороны СЕ, недовольного положением с правами человека и наличием в Азербайджане политзаключенных... Все это способно помешать президенту осуществить свои давние планы, связанные с "неомонархическим", как говорят в Баку, вариантом передачи власти своему сыну Ильхаму" (НГ, 24.01).
В тот же день тезис о "необходимости сохранения в странах СНГ существующих режимов" поддержали "Известия" (24.01). Проанализировав сценарии смены власти, газета делает вывод: "Объективно Москва заинтересована в стабильном Азербайджане, руководство которого проводит сбалансированную политику, направленную на учет определенных интересов России, предупреждение любых угроз ее безопасности, могущих исходить не только с азербайджанской, но и других территорий. Долгосрочные гарантии сохранения этого политического курса может дать только команда президента Гейдара Алиева" (Известия, 24.01).
Развивая эту тему, "Ведомости" подчеркивают, что Алиев стремится защитить своего преемника от возможной дестабилизации ситуации в Азербайджане, подобной той, когда "Алиеву удалось буквально вырвать власть из рук поставившего на Москву полковника Сурета Гусейнова". И делают вывод, что "Алиев хочет получить гарантии лояльного отношения к своему преемнику со стороны Москвы", сопровождая их угрозой о возможной переориентации Азербайджана на Запад - в противном случае. "Ради этих гарантий Алиев может даже пойти на определенные политические и экономические уступки, даже сблизиться с Москвой. Но если он почувствует, что таких гарантий ему не дают, он начнет выстраивать систему защиты Азербайджана от возможных будущих действий дружественной России, не очень задумываясь об актуальных политических интересах Москвы" (Ведомости, 25.01).
Далее следует совет Путину - "не связываться с ветераном": "Гейдара Алиева очень трудно обыграть. И с ним очень непросто договориться. Но если выбирать, что безопаснее, я бы выбрал договоренности. В конце концов, политиков такого уровня скоро вообще уже не будет - так стоит ли ввязываться в рискованную драку с уходящими ветеранами?" (Ведомости, 25.01).
Аналогичные публикации появились и на интернет-сайтах "Политком.ру" и "Грани.ру" (25.01).
Какие же все-таки итоги?
По публикациям СМИ создается впечатление, что, коль скоро в качестве главного итога визита подается договор по Габалинской РЛС, а по поводу других важных вопросов - проблемы Каспия, Карабаха и транспортировки нефти, осторожно высказывается надежда на достижение компромисса, судить о реальных итогах встречи достаточно сложно.
Тем более что многие СМИ транслировали тезис о том, что Азербайджан параллельно ведет переговоры и с недовольной улучшением отношений с Россией Турцией, и с НАТО. "Двусторонние отношения динамично развиваются, что, правда, не мешает азербайджанской стороне столь же активно формировать другие ориентиры своей внешней политики" (Известия, 24.01).
Одновременно в публикациях ряда центральных СМИ - "Ведомости", "Независимая газета", "Известия", "Общая газета" (24.01), "Коммерсант" (25.01) - отчетливо прослеживается линия, направленная на подталкивание руководства России к сближению с Азербайджаном, подкрепленная угрозой, что в противном случае Гейдар Алиев будет "просто вынужден" переориентировать на Запад. А это уже похоже на PR-кампанию.
А что же Путин?
Похоже, что президент "гнет свою линию". Действительно, если сравнить заявление Путина по проблеме Карабаха, сделанное в ходе визита в Москву Алиева, и итоги его сентябрьского визита в Ереван, то разницы никакой, по сути, нет.
Сентябрь 200-го: "Мы будем помогать, способствовать решению этого вопроса. Нам бы не хотелось только, чтобы в результате достигнутого между двумя странами компромисса Россия была крайней". Январь 2002-го: "Не должно быть побежденных и победителей".
Сохранилась и общая оценка СМИ: "Президент четко дал понять, что в этом регионе Россия намерена, прежде всего, отстаивать свои собственные интересы, которые распространяются на все Закавказье" (НГ, 18.09.2001).
А если вспомнить, что сказал Путин о "национальной идее" в интервью польским СМИ 14 января 2002 года, то создается впечатление, что президент в первую очередь ориентирован на решение внутренних проблем, одновременно стремясь к установлению конструктивных отношений с соседями и Западом. Путин: "Очень простой ответ, он просто примитивный. Это экономическое освоение огромных территорий, которые оказались под контролем Российской Федерации, и совместная с Европой и с другим цивилизованным человечеством работа по освоению этих территорий с одновременным поднятием на этой базе материального уровня благосостояния самого российского народа и естественная интеграция в политические, экономические и оборонные структуры цивилизованных стран".
В этом контексте представляется, что рассматривать базы США в Средней Азии как "проигрыш России" и "пугать" Путина приходом НАТО на Кавказ совершенно бессмысленно, так как, по мнению некоторых комментаторов, присутствие Запада во взрывоопасных регионах по периметру России не столько "унижает", сколько "защищает" Россию и дает ей возможность этими внутренними проблемами заниматься. "Мы говорим о наркотрафике, мы говорим о незаконной эмиграции. Мы говорим о том, что на территории Афганистана находятся лагеря подготовки боевиков. Так что же плохого в том, что сегодня эта задача может быть решена, мягко говоря, чужими руками?" (Сергей Шишкаев, заместитель председателя Комитета по международным делам Госдумы, ТВЦ "Постскриптум", 26.01).