Бесконечная история /08 января 2003 года/
«А давайте оставим слово «смерть». Жизнь дается и забирается Богом. К ним не будут применены ни смертная казнь, ни тюремное заключение сроком в 25 лет, как требует того Верховный суд. Давайте назначим им пожизненное заключение с тем, чтобы они смогли испытать всю суровость тюремной жизни». Это слова президента Туркменистана Сапармурата Ниязова, которые он произнес 30 декабря прошлого года на процессе Шихмурадова. Процесс транслировался из здания суда на всю страну государственным туркменским телевидением. Накануне же в Ашхабаде прошли «неорганизованные и спонтанные» демонстрации представителей трудовых коллективов страны, требующих применения к Шихмурадову и другим «изменникам» смертной казни. Как уже говорилось выше, Верховный суд страны предлагал самые различные варианты по делу Шихмурадова, однако «горячо любимый, наимудрейший и наисправедливейший отец всех туркмен» рекомендовал применить самое справедливое наказание в отношении «заговорщиков». Все это представляет собой до боли знакомую картину.
Итак, что мы имеем.
Место действия - страна в Центральной Азии, занимающая четвертое в мире место по запасам природного газа. Среда - населяющий страну народ, никогда не видевший демократии, переживший времена дореволюционных баев, затем советских «красных баев» - секретарей обкомов КПСС, и, наконец, «осчастливленный» появлением в 1985 году генерального секретаря ЦК компартии Туркменистана Сапармурата Ниязова.
Главное действующее лицо - 62-летний Туркменбаши, пожизненный президент, писатель, поэт и новатор, воспользовался предоставленной историей возможностью и, повторив печальный опыт империи, осколком которой является Туркменистан, стал править страной «железной рукой». Правозащитные организации обвинили Ниязова в разгроме независимых средств массовой информации, проведении фальсифицированных выборов и полномасштабном нарушении прав человека в Туркменистане.
Оппозиция - таковая отсутствует по причине изначально карательного характера государственного механизма. Мягкий ропот туркмен можно услышать, пожалуй, только за рубежом, но это никакой опасности для диктатуры одного человека не несет. Тем не менее, в результате «покушения на президента» аресту и пыткам подверглось более ста человек. В среде политиков и аппаратчиков, которые устали от частых кабинетных перестановок, унизительных нагоняев и головомоек, нередко транслирующихся телевидением на всю страну, так же порой звучит ропот недовольства.
Главное событие - покушение на жизнь президента. За все 17 лет правления Ниязова это была первая серьезная попытка покушения на «отца всех туркмен». Правда, само покушение вызывает споры, и многие, очень многие политологи, аналитики, да и просто здраво рассуждающие люди считают, что сценарий покушения писался в президентском дворце и призван оправдать усилившиеся репрессии против инакомыслящих. Самой первой и бросающейся в глаза нестыковкой в покушении на президента является использование легкого стрелкового оружия против бронированных машин президентского парка.
Главный злодей - бывший министр иностранных дел Борис Шихмурадов, публично порвавший с администрацией Ниязова в 2001 году и объявивший о том, что становится лидером оппозиции в ссылке. Существует мнение, что Шихмурадов сделал неверные политические расчеты на основе начавшихся в 2002 году чисток в государственном аппарате и структурах государственной безопасности. В результате он оказался в ловушке, искусно расставленной оппонентами. Выступая по телевидению со своим «признанием», Шихмурадов как заученный урок заявил следующее: «Когда мы жили в России, мы принимали наркотики, находясь в стадии алкогольного опьянения, мы готовили людей и набирали наемников для осуществления террористического акта. Будучи частью заговора, мы давали обещания тем, кто соглашался выполнить наш приказ, заключавшийся в дестабилизации ситуации в Туркменистане, в подрыве конституционного порядка и в осуществлении попытки убийства президента Туркменистана, который является подарком Бога туркменскому народу». Итог -пожизненное заключение Шихмурадову. Двое других бывших официальных лиц страны -бывший председатель Центрального банка Оразов и бывший посол страны в Турции Ханамов получили тот же самый приговор, правда, заочно. Правозащитные организации и политологи считают оглашенные генеральным прокурором Туркменистана приговоры несправедливыми, а сами процессы сравнивают со сталинскими процессами 30-х годов прошлого века, единственная цель которых - устранение малейшей оппозиции режиму. Таким образом, мы являемся свидетелями бесконечной истории, с которой подобно персонажам известной сказки столкнулся народ Туркменистана. Правда, в реальности все выглядит не так красиво и возвышенно как в сказке, да и вселенское зло можно вполне персонифицировать.
Евгений Шмульц Точка зрения автора может не совпадать с мнением редакции