В ЧЕМ ПРИЧИНА ЗАДЕРЖКИ РАБОТ НА МЕСТОРОЖДЕНИИ "ШАХДЕНИЗ"? Не исключено, что она связана с финансированием азербайджанской доли в проекте Ф.ФАТУЛЛА
Перипетии переговорного процесса между участниками коммерческой сделки очень редко становятся достоянием общественности, особенно, если речь идет о нефтегазовых проектах на сумму в несколько миллиардов долларов. Не стал исключением в этом плане и проект разработки месторождения "Шахдениз". Перенос намеченной на второй квартал 2002 года даты санкционирования проекта разработки столь перспективного месторождения многие эксперты объясняют несколькими причинами: отсутствием достаточного рынка для азербайджанского газа, в плане возможного отказа Турции от взятых на себя обязательств по подписанным соглашениям; резким увеличением проекта; проблемой азербайджанского правительства в вопросе финансирования своей 10-процентной доли в проекте.
Несомненно, визит в Азербайджан столь важной делегации Турции, руководимой фактически без пяти минут главой турецкого правительства Реджебом Эрдоганом, несколько прояснил ситуацию, особенно в свете готовности Турции к приему азербайджанского газа. В прошлом номере "Зеркала" мы уже представили точку зрения министра энергетики Мехмета Хельми Челика, заявившего, что у них нет проблем с приемом азербайджанского газа. Поэтому вопросы, связанные с "Шахдениз", были заданы президенту ГНКАР Натику Алиеву.
Отвечая на многочисленные вопросы журналистов, Н.Алиев сообщил, что к моменту санкционирования начала работ на "Шахдениз" азербайджанская сторона должна будет представить гарантии по финансированию своей доли в проекте. Проектные работы оценены на сумму 3,2 млрд. долларов, поэтому правительству необходимо изыскать 320 млн. долларов (10%). В настоящее время, как известно, ГНКАР ведет переговоры с Европейским банком развития и реконструкции на предмет предоставления кредитов.
Президент ГНКАР надеется, что проблема эта будет решена положительно, хотя некоторые сомнения все же существуют: по мнению азербайджанской стороны, в соответствии с процедурой предоставления кредитов, ЕБРР вряд ли сможет принять решение до февраля месяца. Вместе с тем, по словам Н.Алиева, "там существует кредитное агентство, которое предоставит нам справку о том, что ЕБРР возьмет на себя финансирование азербайджанской доли в проекте "Шахдениз". Таким образом, из слов президента ГНКАР становится ясно, что санкционирование начала строительных работ в рамках проекта промышленной добычи природного газа с месторождения "Шахдениз" зависит не от Турции, а только от компаний, входящих в консорциум по этому проекту. Так, после состоявшегося несколько месяцев назад очередного заседания Руководящий комитет принял решение о разрешении ряда проблем с целью дальнейшей реализации проекта. По его словам, акционеры проекта должны были заключить 6 соглашений и около 50 коммерческих договоров. "Они в настоящее время все подготовлены и утверждены", - заявил президент ГНКАР. Вследствие этого: "Мы по-прежнему рассчитываем, что санкция акционеров проекта "Шахдениз" будет дана в феврале этого года".
Касаясь вопроса потребностей турецкого рынка в природном газе, Н.Алиев подчеркнул, что речь идет о прогнозах на 2005-й, 2010-й и даже 2015 годы. И здесь, без всякого сомнения, существуют различные оценки этих потребностей в свете предсказания экономического роста в этой стране или возможных экономических трудностей. Тем не менее, Турция в любом случае готова принять азербайджанский газ. Во-первых, Азербайджан в рамках проекта освоения месторождения "Шахдениз" будет поставлять небольшие объемы газа (около 6,6 млрд. кубометров). С другой стороны, для Азербайджана главной задачей является освоение новых газовых месторождений, и Турция в этом плане рассматривается как транзитная территория для последующей доставки газа в Европу. В этой связи, на конец января - начало февраля намечены переговоры ГHКАР с турецкой компанией BOTAS по вопросу транзита азербайджанского газа через территорию Турции в Грецию. По словам Н.Алиева, Греция заинтересована в покупке азербайджанского газа. Кроме того, греческий рынок может быть неплохим "трамплином" для выхода на Балканы и Италию.
А пока, по словам Н.Алиева, Азербайджан вынужден покупать недостающий для экономики страны природный газ в России. Он сообщил, что в текущем году наша республика намерена закупить еще до 1,5 млрд. кубометров газа, в дополнение к тем 4 млрд.куб.м., предусмотренным долгосрочным контрактом с компанией "Итера". При этом Н.Алиев отметил, что перед Азербайджаном не стоит проблема приобретения природного газа. Как известно, вместе с предложением российской компании "Итера", поступило также письмо от "Транснафты", в котором говорится о готовности поставить дополнительные объемы. Кстати, Газпром также выразил готовность поставлять "голубое" топливо в Азербайджан. В целом, для России Азербайджан, по словам президента ГНКАР, стал привлекательным рынком, так как, в отличие от некоторых стран СНГ, азербайджанская сторона вовремя расплачивается за поставленный природный газ, при этом не товарами, а непосредственно валютой. Иными словами, в настоящее время правительство работает исключительно над изысканием финансовых источников для покупки газа. Пользуясь случаем, представители СМИ подняли вопрос о "невыполнении условий договора компанией "ЛУКойл". Однако президент ГНКАР заявил, что "перед российской "ЛУКойл", покидающей проект "Азери"-"Чираг"-"Гюнешли", не стояли какие-либо запрещающие условия. В соответствии с соглашением, каждая из сторон может свободно выйти из проекта".