CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

caapr.kz

Казахстан снова колеблется или быть или не быть проекту Баку-Тбилиси-Джейхан.

27 февраля 2003

Зауре Кистауова, эксперт Службы экономического анализа Агентства политических исследований "APR"

Казахстан снова колеблется или быть или не быть проекту Баку-Тбилиси-Джейхан.

Несмотря на свои политические заявления о готовности присоединения к проекту Баку-Тбилиси-Джейхан, сделанные в прошлом году, Казахстан вновь сделал крен в сторону от проекта.

Во время своего недавнего визита в Россию Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев произнес одну примечательную фразу, которая заставила встрепенуться всех жаждущих сенсаций средств массовой информации, а также сторонников пресловутого проекта.

"Долгосрочные соглашения с Россией по транзиту нефти освобождают Казахстан от поиска альтернативных путей ее экспорта на западные рынки", заявил Назарбаев в одном из своих выступлений на прошедшем саммите ЕвразЭС в Москве.

Проект Баку-Тбилиси-Джейхан, о котором так много писалось и говорилось является той самой лакмусовой бумажкой, определяющих политические настроения в регионе, и судя по последним заявлениям Назарбаева в данный момент превалируют пророссийские.

Данный факт заставляет насторожиться основных сторонников проамериканского проекта Турцию и Азербайджан, которые не устают уговаривать своего азиатского соседа присоединиться к их трубопроводу.

Понятны и их обиды на нерешительность Казахстана при принятии окончательного решения, однако у каждого сомнения есть своя подоплека. Достаточно сделать экскурс в совсем недалекое прошлое.

Дежавю

Буквально три года назад можно было наблюдать подобную ситуацию, в этом же регионе, только под другим названием - "Транскаспийский газопровод Туркмения - Азербайджан - Грузия - Турция". Как видно из самого названия проекта присутствуют почти те же участники, только вместо Казахстана, основным источником сырья выступает Туркмения.

По замыслу участников предполагалось строительство газопровода из Туркменистана в Турцию мощностью 30 миллиардов кубометров газа ежегодно. Стоимость проекта оценивалась в около 2 миллиардов долларов.

Туркменский лидер С.Ниязов практически не поддерживал идею строительства газопровода. Он вел переговоры с Россией, заинтересованной в налаживании поставок туркменского газа в Турцию.

Однако активное лоббирование проекта Турцией, основного потребителя газа и поддержка трубопровода администрацией Соединенных Штатов Америки сломили упорство Ниязова, несмотря на его опасения, что в случае строительства трубы Россия откажется покупать туркменский газ.

Первоначально газопровод предназначался только для туркменского газа. Однако, Азербайджан, обнаружив вместо нефти на своих каспийских месторождениях залежи природного газа, начинает переговоры с Туркменией об увеличении своего участия в проекте, выдвинув в качестве условия участия в проекте получение 50% квоты для транзита в Турцию. Такой аппетит Азербайджана делал Транскаспий для Туркмении экономически неэффективным.

Пока Азербайджан и Туркменистан спорят о квотах, Турция в это время ведет переговоры с Россией о строительстве другого газопровода, проходящего по дну Черного моря по российско-итальянскому проекту Голубой поток, осуществляемому РАО Газпром и Eni SpA.

В итоге мы видим, что, несмотря на то, что администрация США бурно поддерживали Транскаспийский проект и противостояли российско-итальянскому альянсу, проект Голубой поток успешно осуществился, а Туркменистан оказался без трубы и в неблаговидном положении перед Россией, основного потребителя туркменского газа.

Осторожный оптимизм

То, что проект Баку-Джейхан является политическим орудием решения своих региональных проблем как для Азербайджана и Грузии, так и для американской администрации довольно подробно освещалось в прессе.

При осуществлении проекта Азербайджан надеется, что в будущем Америка будет лояльной ко всем проектам в стране, а также обеспечит надежную безопасность Южно-Кавказского региона.

Соединенные Штаты в свою очередь пытаются отвлечь нефтяные ресурсы Казахстана от транзита через Россию и тем более через Иран, тем самым использует проект как дополнительную возможность усиления своего влияния на регион.

Казахстан же, как говорится, идет своим путем и предпочитает работать со старыми и проверенными партнерами, если судить по последним событиям в российско-казахстанских отношениях.

По мнению экспертов, активизация российских нефтяных компаний в Казахстане, (см. статью от 14 февраля 2003) укрепление сотрудничества Казахстана и России в энергетической и финансовой сферах, взаимные стремления к интеграции экономик обеих стран, увеличивает количество веских аргументов у России для Казахстана, которые могут снизить его активность по отношению к трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан.

В пользу России говорит негативный опыт Туркмении, а также некоторые сомнения нефтяников в том, что месторождение Кашаган, для которого и предназначается Баку-Джейхан, может дать достаточное количество нефти. Вполне возможно, что проект Кашагана может оказаться скорее газовым, чем нефтяным.

Однако, Казахстан уже дал политическую поддержку азербайджано-турецкому проекту и даже провел первые встречи на уровне министерств, на которых оговаривалось определенное количество казахстанской нефти для прокачки через трубопровод в размере 400,000 баррелей ежедневно. Следующая встреча, как предполагалось, должна была пройти в феврале в Казахстане.

По мнению аналитиков, за колебаниями Казахстана в принятии окончательных решений, стоит ни что иное, как осознание опасности развития транспортных маршрутов только через Россию.

Учитывая все риски, возникающие при выборе какого-то определенного направления для своих нефтяных ресурсов, Казахстан ищет компромисс, который позволит ему оставаться в хороших отношениях и с Россией, а также иметь запасной и альтернативный экспортный маршрут на мировые рынки.

caapr.kz

Предыдущая статьяРоссия против создания новых военных сил на Каспии
Следующая статьяЛюбовь к туркменскому газу