panorama 2003 # 27 июль
Ситуация с сырьевой базой в газодобыче России способствует упрочению ее сотрудничества с Казахстаном по ранзиту среднеазиатского газа через территорию республики.
Проблема состояния сырьевой базы характерна не только для нефтедобывающей отрасли России (пожалуйста, предыдущий номер). Второй столп российской экономики - газодобыча - сталкивается с ней в не меньшей степени.
Россия, как известно, является владельцем крупнейших в мире запасов газа. До самого недавнего времени ее перспективы в плане развития газодобычи никем не подвергались сомнению. Всего десять лет назад, в начале 1990-х годов, добыча газа в стране значительно превышала 600 млрд кубометров в год, и, по словам российских экспертов, никаких разговоров о грядущем дефиците газа тогда не велось. Сейчас же эта тема стала одной из главных при обсуждении энергетических перспектив России в целом. При этом выявляется закономерность, кажущаяся на первый взгляд парадоксальной: запасов газа как таковых, в физическом исчислении, достаточно. Разведанные запасы газа в стране сегодня оцениваются, по данным Виктора БАРАНОВА, президента Союза независимых производителей газа, в 47 трлн кубометров. Этого достаточно для обеспечения на протяжении 80-100 лет ежегодной газодобычи в среднем по 500 млрд кубометров. В принципе, при определенной корректировке это позволяет удовлетворить и внутренние потребности российской экономики, и обязательства по экспортным поставкам. Если учесть, что, по оценкам экспертов "Газпрома", в России сосредоточено до 42% прогнозируемых запасов газа на земле, то представляются вполне реалистичными планы наращивания его добычи (665 млрд кубометров в 2010 году и до 730 млрд к 2020-му). Один только рост объемов экспорта к этому времени должен составить 20% к нынешнему объему. Однако сегодня практически не услышать даже официальных выступлений, в которых бы содержались уверенно оптимистичные оценки этих планов.
Проблема в качестве той сырьевой базы, которой сегодня располагает газодобывающая отрасль российской экономики. Наиболее ярко проблему иллюстрирует положение дел в "Газпроме", контролирующем большую часть газовых ресурсов страны. На балансе 100-процентных дочерних компаний "Газпрома" находится 25,9 трлн кубометров газа, из них 6,5 трлн приходится на месторождения и площади с падающей добычей. Еще 30 млрд - на месторождения, находящиеся в стадии постоянной добычи, то есть масштабного прироста они дать уже не могут; 2,5 трлн - на месторождения с содержанием сероводорода и с ограниченной добычей по экологическим соображениям; 5,9 трлн - на месторождения, удаленные от существующей газотранспортной системы на расстояние более 500 км (это в первую очередь касается месторождений полуострова Ямал, с развитием которых "Газпром" связывает основные надежды на будущее). И только 29,3% запасов "Газпрома" приходится на месторождения, добыча из которых может компенсировать падение добычи из старых месторождений. По словам начальника департамента добычи газа компании "Газпром" Василия ПАДЮКА, они способны поддерживать соответствующий уровень не более чем на пять-семь лет.
Уже сегодня более 70% добываемого газа приходится на месторождения, где происходит естественное снижение добычи в силу истощения залежей. На знаменитом Уренгойском месторождении выработанность высокоэффективных запасов газа составляет 65%, на Медвежьем - 75,6%, Оренбургском - 55%, Ямбургском - 54,11%. Ежегодное падение добычи, связанное с истощением крупнейших месторождений, составляет более 25% млрд в год. Эти старые месторождения требуют увеличения инвестиций, что приводит к росту себестоимости газа. Разработка же новых разведанных месторождений при текущих ценах на газ внутри России экономически не целесообразна.
- Бурному развитию газовой промышленности в 1970-80-е годы способствовало успешное развитие сырьевой базы, в этот период мы имели значительные приросты запасов, опережающие отбор. С 1993 года темпы отбора углеводородного сырья по основным газодобывающим районам опережают прирост запасов. При этом объемы геологоразведочных работ неуклонно снижаются. Причины этого - недостаточное проведение финансовых ресурсов. Чтобы после 2015-2017 годов поддерживать планируемый уровень добычи, необходимо уже сейчас вести геологоразведочные работы в объемах, обеспечивающих годовой прирост не менее 580-600 млрд кубометров, и в кратчайшие сроки осуществить подготовку к освоению уже разведанных месторождений. Для этого требуются инвестиции в размере не менее $500 млн ежегодно,- заявил г-н Падюк в своем выступлении на Первом российском нефтегазовом конгрессе.
Однако, как ни странно, газодобыча, этот столп экономики России, видимо, не получала достаточных финансовых вливаний все последние годы. Тем более это удивительно, если вспомнить политический вес руководителей "Газпрома", между которыми и руководством страны порой можно было ставить знак равенства. Лишь в прошлом году по "Газпрому" прирост запасов впервые превысил годовые отборы, составив порядка 535 млн тонн условного топлива. Сейчас речь идет о задаче достигнуть паритета между уровнем добычи и приростом запасов с последующим расширенным воспроизводством.
Очевидно, что ситуация, в которой оказался "Газпром", российское правительство и вся экономика страны в ее энергетическом ракурсе, очень сложна. Без повышения внутренних цен на газ крайне трудно, если вообще возможно, запустить проекты по освоению новых месторождений газа на Ямале, в Восточной Сибири, на шельфе северных морей.
Однако такой шаг будет означать замедление всего экономического роста в России, и в итоге "Газпром" продолжает, по словам г-на Баранова, выполнять социальные обязательства в национальном масштабе и субсидировать экономику. Трудно предположить, как и когда будет пытаться решить эту сложнейшую задачу российская власть. Из оперативных же решений на обозримое будущее можно предположить дальнейший рост заинтересованности "Газпрома" в поставках газа из Туркмении и Узбекистана, а значит, и в упрочении сотрудничества с Казахстаном по транзиту среднеазиатского газа через территорию республики.
Ярослав РАЗУМОВ.