CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

panorama.kz

Представленная программа освоения Каспийского шельфа производит впечатление поворота к большей ориентации на собственные силы

11 июля 2003

panorama 2003 # 27 июль

Представленная программа освоения Каспийского шельфа производит впечатление поворота к большей ориентации на собственные силы.

10 июля министр энергетики и природных ресурсов Владимир Школьник и президент "КазМунайГаза" Узакбай Карабалин презентовали на видеопресс-конференции Астана - Алматы, организованной Национальным пресс-клубом, основные положения новой программы освоения Каспийского шельфа.

Отвечая на вопросы журналистов, г-н ШКОЛЬНИК не согласился с оценками насчет ухудшения инвестиционного климата и того, что каспийская нефть может оказаться невостребованной вследствие усиления конкуренции, в том числе после восстановления добычи в Ираке. О том, что климат не ухудшился, по его мнению, свидетельствует и значительный интерес, проявленный к презентуемой программе на прошлой неделе в Лондоне. Кроме того, мировой энергетический баланс предполагает увеличение потребления нефти в ближайшие десятилетия в полтора раза. Между тем о полуторакратном увеличении запасов говорить нельзя, к тому же от обнаружения нефти до ее разработки часто проходит 7-10 лет.

В общем же программа, несмотря на то, что, вероятно, ее главной целью было увеличение инвестиционной привлекательности шельфа и достижение большей предсказуемости действий властей, производит впечатление поворота к большей ориентации на собственные силы. Достаточно большое количество критериев, по которым будут определяться победители инвестиционных тендеров, и отсутствие четких сроков, в которые тот или иной участок будет выставлен на тендер, вместе со значительными преференциями "КазМунайГазу", минимальным участием которого в любом проекте на шельфе будет 50%, оставляют правительству достаточную "свободу рук".

Г-н Школьник, однако, привел весьма подробную хронологию будущего развития шельфа, где содержатся подробные выкладки относительно развития инфраструктуры, включая появление новых экспортных нефтепроводов, уровень добычи на том или ином этапе и необходимый объем инвестиций.

Задачами первого этапа, который продолжится до 2005 года, являются создание единого национального банка нефтегазовых данных, оценка потенциала казахстанского сектора Каспийского моря, становление национальной компании, мониторинг Северокаспийского проекта, как пилотного казахстанского морского проекта. Среди других задач этапа также говорится об "определении нового экспортного маршрута" нефтяного трубопровода и "продолжении диверсификации" транспортировки углеводородов с учетом морских проектов. Суммарный объем инвестиций на этом этапе оценивается примерно в $5 млрд. На втором этапе (до 2010 года) предполагается рост морской добычи, "планомерное" выставление на тендеры новых блоков, реализация операторства "КазМунайГаза" в морских проектах, совершенствование экологических требований, создание береговой инфраструктуры, введение в строй нового экспортного трубопровода и изучение наиболее эффективного маршрута для следующего. Предполагаемый размер инвестиций на этом этапе оценивается примерно в $10 млрд.

Всего необходимые инвестиции в шельф до 2015 года оцениваются министром в $28-30 млрд. По словам г-на Школьника, на третьем этапе добыча выйдет на своеобразное "плато" - стабильно высокий уровень, который должен составить в 2015 году 150-170 млн тонн. Общие извлекаемые запасы шельфа, по оценкам, приведенным г-ном Школьником, могут составить более 8 млрд тонн нефти. При этом крайне предварительные оценки говорят о том, что примерно 64% всей нефти Казахстана находится в море, а 36% - на суше. Если эти прогнозы верны, то по объемам запасов республика занимает 15-е место в мире. Чертами третьего этапа должны стать: продолжение выставления новых блоков на тендеры; создание индустрии, позволяющей утилизировать все элементы, получаемые с добычей; развитие нефтехимии и даже "достижение высокого жизненного уровня казахстанцев", ускоренное замещение нашими гражданами иностранных специалистов на высших инженерных и научно-технических должностях. Третий экспортный нефтепровод с возможной емкостью транспортировки может понадобиться стране в 2012 году, и наиболее вероятными направлениями остаются китайское и иранское. Что же касается второго этапа, то, если все будет в порядке, основным станет направление "Актау- Баку - Джейхан". Причем г-н Школьник не считает слишком существенным для судьбы будущего трубопровода срыв покупки китайскими компаниями доли BG в Северокаспийском проекте. Гораздо важнее то, "будет ли у нас достаточно нефти", чтобы осуществить трубопровод, и будет ли она конкурентоспособна после транспортировки. Что касается неудачи китайских компаний, то сработало одно из правил консорциума, согласно которому партнеры имеют право первоочередного выкупа долей друг друга по сравнению с "чужаками", и с ним ничего нельзя поделать. Министр при этом весьма комплиментарно отозвался о деятельности CNPC, которая весьма успешно осуществляет развитие актюбинского проекта в последние годы.

По оценкам г-на КАРАБАЛИНА, главной преференцией, представляемой программой его компании, становится возможность самостоятельной оценки тех или иных блоков и обращения в правительство с соответствующими предложениями, при этом принятие решения остается за Кабинетом.

По словам г-на Школьника, "КазМунайГаз", вероятно, будет оператором на многих блоках. Первым из них станет "Курмангазы", разрабатываемый совместно с российскими компаниями и расположенный на границе шельфовых зон. При этом г-н Школьник вскользь упомянул о том, что российская сторона до сих пор не определила компанию, которая отвечала бы за структуру "Центральная", которая должна разрабатываться на тех же условиях.

По мнению г-на Карабалина, огромные объемы необходимых инвестиций делают для его компании актуальным использование различных денег - собственных средств, кредитов и средств партнеров, которые могут привлекаться к проектам. Президент "КазМунайГаза" скорее неодобрительно отнесся к сопоставлениям с российскими нефтяными компаниями, значительно увеличившими свою капитализацию за последнее время, отметив, что, в отличие от них, "нашим стопроцентным акционером является государство", и вопросы о выходе акций компании на фондовый рынок или рынок евробондов следует задавать правительству, которое и должно думать о подобных вещах.

По мнению г-на Школьника, программа освоения шельфа и привилегии "КазМунайГаза" показывают, что правительство хотело бы видеть КМГ большой компанией, обладающей значительным технологическим потенциалом, который был бы не ниже, чем у иностранных компаний, работающих на Каспии. Министр также несколько приоткрыл завесу над тем, какие критерии будут использоваться при выставлении на тендер того или иного блока, причем похоже, что у казахстанских властей есть достаточно серьезная стратегия. Так, министр сказал, что все выставляемые блоки (как те, что известны лучше и выставляются на конкурс, связанный с разведкой и последующей добычей, так и те, что известны хуже и будут выставляться на конкурс, связанный только с разведкой) обладают, насколько это известно, довольно значительным потенциалом, и совсем маленьких блоков, которые было бы невыгодно разрабатывать из-за слишком больших затрат на необходимую отдельную инфраструктуру, просто не будет. Кроме того, будет тщательно учитываться и разность глубин, которая весьма варьируется для разных участков; их расположение, так как считается, что на юге шельфа может преобладать газ, а на севере - нефть. Министр также отметил, что выставление на тендеры блоков будет непременно увязано с тем, как будет складываться экологическая обстановка, и с развитием инфраструктуры, которое должно быть равномерным.

Комментируя очередные предстоящие переговоры прикаспийских стран, г-н Школьник сказал, что у него есть "внутренняя уверенность", что вся "пятерка" сможет договориться на тех же принципах, что и Казахстан, Россия и Азербайджан, потому что они разумны. Если этого все же не произойдет, то и такая ситуация не слишком отразится на презентуемой программе развития казахстанского шельфа.

Николай ДРОЗД. из Астаны.

panorama.kz

Предыдущая статьяМеждународная кризисная группа призывает не запрещать Хизб-ут Тахрир в Центральной Азии, чтобы не провоцировать радикализации этого движения
Следующая статьяВ Иране продолжаются столкновения демонстрантов с полицией