panorama 2003 # 27 июль
Международная кризисная группа призывает не запрещать Хизб-ут Тахрир в Центральной Азии, чтобы не провоцировать радикализации этого движения.
Международная кризисная группа (МКГ) - независимая организация, работающая на пяти континентах в области анализа и высокоуровневой защиты для предупреждения и разрешения чрезвычайных конфликтов, представила на днях отчет "Хизб-ут Тахрир и радикальный ислам в Средней Азии" (текст отчета перевел и распространил Алматинский хельсинкский комитет). Само обращение к данной теме МКГ объясняет тем, что возникновение Хизб-ут Тахрир (Партия исламского освобождения) - одно из наиболее значимых и одновременно наименее понятых явлений в регионе за последние пять лет. При этом МКГ достаточно ясно формулирует основные тезисы отчета. Так, считает директор Среднеазиатского проекта МКГ Дэвид ЛЕВИС, развитию Хизб-ут Тахрир в Центральной Азии способствовали жестокие репрессии против участников этого движения, особенно в Узбекистане. И именно эта практика властей стран региона, считает он, несет угрозу дальнейшей радикализации и эскалации исламского экстремизма.
В связи с этим в своем отчете МКГ призывает международное сообщество "занять более твердую позицию против нарушений прав человека, пыток и нечестных юридические методов, обычно применяемых правительствами стран региона. во имя борьбы с терроризмом". В отчете не раз подчеркивается, что Хизб-ут Тахрир отвергает насилие как форму политической борьбы, хотя имеет весьма радикальные цели (низвержение правительств во всем мусульманском мире и замена их единым халифатом). Также идеология этого движения отвергает терроризм, так как убийство невиновных противоречит законам ислама. Тем не менее МКГ указывает на присутствие оправдания насилия в литературе движения и на некоторые данные, допускающие, что Хизб-ут Тахрир участвовало в неудачных попытках переворота на Среднем Востоке и имеет контакты со многими группами, значительно менее щепетильными в использовании насилия.
Однако МКГ настаивает, что доказательств участия Хизб-ут Тахрир в террористической деятельности нет. Директор Среднеазиатской программы МКГ Роберт ТЕМПЛЕР отмечает, что "очень часто правительства региона использует Хизб-ут Тахрир как предлог для отказа проводить политические и экономические реформы. При этом весьма примечателен выпад в адрес международного сообщества, которое "закрывало глаза на эти репрессии". Фактически эксперт призывает к большей лояльности в отношении Хизб-ут Тахрир и недопущению запрета этого движения, так как его уход в подполье сделает его более скрытным, конспиративным и радикальным. В интересах безопасности международного сообщества - гарантировать, чтобы политическая оппозиция в регионе не перерождалась в воинствующие группы с более опасной программой, чем у данного движения, считают в МКГ.
Эксперты полагают, что в интересах Запада оказать влияние на государства (в частности Узбекистан), чтобы "они предприняли неотложные меры для изменения среды, в которой развивается Хизб-ут Тахрир. Политика стран региона уже привела к росту численности этого движения, особенно в Узбекистане, констатирует МКГ: репрессии узбекского правительства придали движению определенный ореол таинственности, а недостаток альтернативных форм политической оппозиции привлек к нему множество политических оппонентов властей. Этому способствовала также "неудачная экономическая политика", которая породила недовольство торговцев - основной клиентуры Хизб-ут Тахрир. А ограничительный пограничный режим в Узбекистане способствовал поддержке групп, отстаивающих универсальное мусульманское государство без национальных различий. Репрессии против участников движения, по мнению экспертов МКГ, радикализировали движение и усилили его влияние в обществе.
В рекомендациях властям соседней республики МКГ высказывается за коренной пересмотр политики по отношению к религиозным группам и политической оппозиции, легализацию светских оппозиционных групп ("Бирлик" и др.), разрешение свободной деятельности других политических объединений, признающих конституционный порядок, особенно ориентированных на молодежь. Узбекистану также предлагается открыть легальные каналы для выражения критики властей путем открытой дискуссии в СМИ по проблемам религии и политики. Особый пункт посвящен отмене ограничительных указов по зарубежной торговле и малому бизнесу, вызывающих широкое недовольство и, как следствие, поддержку радикальной оппозиции государству. В принципе список советов мало отличается от стандартных претензий и рекомендаций со стороны ОБСЕ и подобных международных организаций.
Похожие советы даны также Таджикистану и Кыргызстану. Первому помимо общей демократизации системы рекомендовано "покончить с преследованием Исламской партии возрождения" - чтобы лишить сторонников политического ислама возможности поиска более радикальных инициатив. Кыргызстану специалисты МКГ советуют "остановить движение последних двух лет к авторитаризму" и повышать образованность должностных лиц и полицейских в религиозной сфере.
Примечательно, что Казахстан в связи с этим упомянут не был.
Движение Хизб-ут Тахрир зародилось среди палестинцев в Иордании в начале 50-х. Оно быстро разрослось и приобрело популярность у мусульман в различных странах, в том числе в Западной Европе. В Центральной Азии движение начало действовать в середине 90-х - в основном в Узбекистане, а затем в меньшей степени в Кыргызстане, Таджикистане и Казахстане. По оценкам МКГ, Хизб-ут Тахрир включает 15-20 тыс. членов.
Адиль ДЖАЛИЛОВ.