CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ГАЗ СБЛИЖАЕТ РОССИЮ И УЗБЕКИСТАН

7 августа 2003

ГАЗ СБЛИЖАЕТ РОССИЮ И УЗБЕКИСТАН

Иван Преображенский, "Политком.ru"

В среду состоялась встреча президентов России и Узбекистана. Владимир Путин прибыл в среднеазиатскую республику рано утром. В этот раз он прилетел не в столицу, а в древний Самарканд. Именно там проходили переговоры между главами государств. Формат встречи был заявлен как беседа президентов один на один, слава Богу, посредников и переводчиков при проведении переговоров на постсоветском пространстве пока не требуется. Кроме того, личная беседа Путина и Каримова максимально соответствовала полусекретному характеру переговоров. Журналисты были допущены лишь на первые несколько минут беседы, а хоть какую-то информацию смогли получить лишь на достаточно скупой пресс-конференции президентов.

На первый взгляд, визит Владимира Путина в Узбекистан выглядит более чем рядовым событием на фоне другой международной деятельности российского президента. Чего стоит одно его заявление, сделанное в Малайзии, о желании РФ вступить в организацию "Исламская конференция". Однако не все так просто. Долгое время российские власти сознательно не поддерживали отношений с режимом Ислама Каримова. Считалось, что президент Узбекистана один из наиболее активных проводников американской политики в регионе. Что эта среднеазиатская республика, входящая в пронатовскую организацию ГУУАМ, стремится выступать в качестве противовеса России в регионе.

Возможно, когда-то так и было. Действительно, Узбекистан едва ли не единственное государство в Средней Азии, которое еще до начала американской операции имело возможность достаточно свободно закупать в США вооружения. У этой республики самая мощная и наиболее подготовленная в регионе армия. И действительно это среднеазиатское государство было одним из инициаторов создания ГУУАМ. Ислам Каримов не стесняется озвучивать интересы своей страны и защищать их, независимо от того, насколько они совпадают с интересами соседних государств.

Однако насколько интересы Узбекистана сегодня отличаются от российских? Кто сегодня является основными внутренними и внешними врагами этой республики? Среди внутренних противников Ислама Каримова пальма первенства принадлежит вовсе не демократам и правозащитникам, как в соседнем Туркменистане, а исламским террористам. Именно с организациями, стремящимися создать в регионе исламский халифат, и ведет борьбу режим Каримова. Разве это не соответствует интересам России, которая, согласно заявлениям Владимира Путина прилагает все усилия к искоренению терроризма?

То же самое и с внешними врагами узбекского режима. До начала американской операции в Афганистане главным противником Узбекистана являлось движение Талибан, которое поддерживало выступления исламистов в соседних государствах. Именно на почве борьбы с талибами и началось сближение путинской России и Узбекистана. Мы через территорию Таджикистана, а Ислам Каримов - путем оказания военной помощи афганским узбекам совместно всемерно способствовали усилению Северного альянса, противостоявшего движению Талибан.

Однако сегодня, после того как американские войска вошли в Афганистан и страной, по крайне мере официально, начал руководить Хамид Карзай, основным противником Узбекистана стала уже другая страна. Что бы там Ислам Каримов ни говорил на официальной пресс-конференции, главной темой двусторонних переговоров не были проблемы Афганистана и продолжающейся нестабильности в этом государстве, хотя они, вероятно, и обсуждались. Главной темой было заключение договоренностей в газовой сфере в обход интересов ближайшего соседа и главного конкурента Узбекистана, а именно - Туркмении.

Конфликт между двумя "братскими" республиками начался очень давно. Постоянная конкуренция на внешних рынках их продукции (газа, хлопка, продовольствия), отсутствие четких границ и общие коммуникации, доставшиеся двум странам еще с советских времен, а также амбиции лидеров двух государств были причинами частых столкновений двух режимов.

Последний раз катализатором для нового витка конфликта в феврале текущего года стали недружественные действия Туркменбаши, последовавшие за совершенным на него покушением, а именно, обыск узбекского посольства и высылка узбекского посла, обвиненного в пособничестве главному туркменскому оппозиционеру Борису Шихмурадову. В результате соседние республики тогда были на грани войны. Узбекистан нарушал государственную границу Туркмении с целью обеспечить себя пресной водой и проводил на границе учения с использованием всех доступных ему видов вооружений. Тогда же Туркменистан практически закрыл границы с соседом, прервав ввиду единства коммуникаций двух стран железнодорожное сообщение внутри Узбекистана.

Тогда говорилось о том, что скрытой причиной конфликта являются планы строительства Трансафганского газопровода, который должен был пройти по территории обоих государств. Республики тогда не могли поделить объем газа, который каждая из них смогла бы поставлять в Афганистан, Пакистан, а в перспективе и в Индию.

Сегодня сложилась очень похожая ситуация, с той лишь разницей, что интересы двух среднеазиатских стран тесно переплелись с интересами России в регионе и мире. Причиной конфликта является наращивание "Газпромом" поставок газа из региона. Подписаны договоры о перекачке голубого топлива как из Узбекистана, так и из Туркмении. Причем с Туркменбаши подписан "договор века", призванный обеспечить Россию поставками туркменского газа на много лет вперед. Правда, туркменский режим, договариваясь с РФ, стремится захватить как можно больше рынков сбыта и, по сути, нарушает уже подписанные с "Газпромом" договоренности.

Вот тут-то российские интересы начинают полностью совпадать с узбекскими. Не имея собственного выхода на экспортные рынки, режим Каримова с радостью допускает к себе "Газпром" и готов сделать его оператором всего своего газового рынка, лишь бы получить возможность экспортировать голубое топливо, о чем узбекский президент и заявил на прошедших переговорах с Владимиром Путиным. Кроме того, Узбекистан стремительно наращивает темпы добычи газа, в то время как Туркменистан не может себе позволить даже модернизировать существующие газопроводы. Таким образом, укрепляя отношения с Узбекистаном, что президент Путин начал исподволь начал делать еще в июне, заменив российского посла в этой республике и заговорив о "дальнейшем укреплении партнерства России и Узбекистана и в политическом плане", Россия получает дополнительный рычаг для давления на Туркменбаши.

Именно поэтому следует считать, что закрытые переговоры между двумя президентами имели целью не увеличение закупок Россией узбекского хлопка, и уж тем более не обсуждение ситуации в Афганистане, а гораздо более простые и понятные цели. Еще раз сверить планы по сотрудничеству в газовой отрасли, обсудить лучшую координацию внешнеполитической деятельности обоих государств. В этом свете выглядит неслучайным назначение главой двусторонней межправительственной комиссии вице-премьера Бориса Алешина, которого многие аналитики называют его одним из возможных сменщиков Михаила Касьянова. Не говоря уже о заявлении заместителя министра иностранных дел России Элеоноры Митрофановой о том, что на переговорах с узбекскими коллегами достигнуты значительные подвижки в деле признания русского языка вторым государственным.

07.08.03

politcom.ru

Предыдущая статьяКто будет править балом на Карачаганаке?
Следующая статьяКайф на благо родины