Сын за отца не отвечает
В последнее время политический истеблишмент, политологи и политические комментаторы напряженно следят за всеми новостями из Баку. И это далеко не случайно. То, что происходит в Азербайджане, напрямую затрагивает всю каспийскую геополитику и неизбежно отразится на ситуации на всем Кавказе. Москва, Вашингтон, Анкара, Тегеран и большинство постсоветских республик не могут безучастно наблюдать за этим процессом, который так или иначе затрагивает их интересы
Серик Муташев, "Континент" Алматы
Назначение Ильхама Алиева, сына действующего президента, премьер-министром Азербайджанской Республики является не просто кадровым назначением, оно является символом преемственности власти. То, что преемником Гейдара Алиева станет его сын, для всех было секретом полишинеля. Но любопытен метод передачи власти и те таинственные обстоятельства, при которых этот процесс происходит. Сюжет достоин настоящего романа. Здесь одновременно и интрига в духе политического детектива, и фарс, и трагедия.
Детективность происходящему придает таинственность вокруг фигуры и физического состояния главного кукловода в этом спектакле - Алиева-старшего. Иначе говоря, граждане страны и вместе с ними весь мир просто не знают, жив ли Гейдар Алиев или уже, как говорил великий кормчий, беседует с Карлом Марксом. Азербайджанская оппозиция уверена, что президента уже нет в живых, поэтому назначение Ильхама для них не более чем фарс, наглое надругательство над конституцией и законом. К слову, элементы фарса и пренебрежения официальными процедурами действительно имели место: назначение Алиева-младшего премьером состоялось в то время, когда действующий глава правительства А. Раси-заде еще не подал в отставку. Кроме этого, оппозиция нашла еще несколько нарушений законодательства. И главное, если выяснится истинная дата кончины Г. Алиева и она будет предшествовать назначению его сына, то последнее потеряет всякую юридическую силу.
Старая восточная пословица, гласившая, что «тогда уже будет все равно: или ишак сдохнет, или шах помрет», наполняется прямым содержанием - а жив ли шах? Свою лепту в раскручивание фарса внес старый коллега Гейдара Алиева по партийной и комитетской работе - президент суверенной Грузии Эдуард Шеварднадзе. «Белый лис» официально направил соболезнование Баку в связи с кончиной Гейдара Алиева. Однако они повисли в воздухе, и Эдуарду Амвросиевичу пришлось приносить извинения. Возможно, что это была шутка в стиле КГБ, генералами которого являются оба кавказских президента, так сказать, диалог между своими, язык которого непосвященный не поймет. Мол, я вижу и понимаю твою игру, но меня ты не проведешь.
Но если отбросить все несуразицы, сопровождающие передачу власти наследнику Гейдара Алиева и противоречащие здравому смыслу, то перед нами открывается суровая и жесткая картина, в которой переплетены геополитические интересы великих держав, амбиции географических соседей Азербайджана, ревность и политические обиды местных кланов, и все это к тому же имеет сильнейший привкус каспийской нефти. Гейдар Алиев оставляет сыну непростое наследство. Фактически, Ильхаму придется самостоятельно принимать решения по тем проблемам, которые его отец не захотел или не смог решить. В основном они касаются будущей геополитической ориентации Азербайджана и магистрального трубопровода, через который потечет «большая каспийская нефть».
В этом плане интересно сравнить западные и российские оценки политического будущего потенциального президента. Западные эксперты практически единодушно считают, что операция по передаче власти от отца сыну прошла блестяще (и это несмотря на очевидные нарушения западных стандартов!), и Ильхам продолжит дело отца: то есть гарантирует присутствие Запада в стране и нефтяном бизнесе, приблизит Азербайджан еще ближе к НАТО и т. д. Российские политологи убеждены в прямо противоположном: Ильхам является переходной фигурой, у него слабые связи среди политических кланов, без авторитета своего отца его падение - это только вопрос времени. Надо заметить, что российские коллеги берут свои прогнозы не с потолка. Ситуация в Азербайджане действительно сложная: новому лидеру предстоит решать крайне тяжелые проблемы, которые его предшественник просто заморозил. Это Карабах, проблема беженцев, деградация экономики, каспийский узел, и самая главная проблема внутренней политики - демонополизация власти нахичеванского клана и либерализация режима.
Москва больше всего опасается, чтобы в Азербайджане не начался политический хаос, в результате которого к власти могут прийти исламисты, чтобы Баку не начал новую войну за Карабах и новое руководство не поддерживало чеченских боевиков. К проблемам второго ряда, волнующих Россию, относится присутствие НАТО в Азербайджане и Каспий. Но эти вопросы Москва сможет ставить и решать в рамках устоявшегося политического и дипломатического процесса, если будет иметь дело со стабильным и предсказуемым партнером. В лице выпускника и преподавателя МГИМО Ильхама Алиева она такового пока не видит.
И последнее. Происходящее в Азербайджане - урок, и весьма поучительный, для остальных восточных республик бывшего Союза, в которых режимы сходны с алиевским. Впервые на этом пространстве произошла передача власти по монархической модели - от отца к сыну. Кое-кто на Кавказе и в Центральной Азии серьезно задумался.
Но в конечном счете, дело не в том, что Алиев-младший является сыном своего отца в биологическом плане. Проблема в том, сумеет ли он удержать власть и продолжить дело своего отца?