CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

usinfo.state.gov

Правозащитные НПО заявляют, что местные общинные комитеты в Узбекистане нарушают права граждан

27 сентября 2003

Правозащитные НПО заявляют, что местные общинные комитеты в Узбекистане нарушают права граждан

(Пресс-релиз организации "Хьюман райтс уотч")

Базирующаяся в Нью-Йорке неправительственная организация "Хьюман райтс уотч" опубликовала новый доклад о нарушениях прав человека контролируемыми правительством Узбекистана местными общинными комитетами.

С текстом доклада можно ознакомиться на веб-сайте: приводится пресс-релиз "Хьюман райтс уотч":

Ташкент, 23 сентября 2003 года. Существующие в Узбекистане местные общинные комитеты нарушают основополагающие права граждан, становясь носителями репрессивной политики правительства на местном уровне, говорится в опубликованном сегодня новом докладе "Хьюман райтс уотч".

В 38-страничном докладе под названием "От дома к дому: нарушения, допускаемые комитетами "махалла" приведены документированные данные о роли местных общинных комитетов ("махалла") в трех основных нарушениях прав со стороны правительства страны: в проводимой властями уже на протяжении шести лет кампании против так называемых исламских фундаменталистов, его реакции на бытовое насилие и в осуществленном в 2000-2001 годах насильственном переселении людей в южные районы Узбекистана.

На протяжении столетий "махалла" существовали как автономный институт, опирающийся на исламские обычаи и социальные традиции, однако нынешнее правительство превратило их в национальную систему надзора и контроля. В Узбекистане существует 12 000 комитетов "махалла", каждый из которых объединяет общину из 150-1500 семей. Комитеты "махалла" представляют собой подобие местных органов власти, обладающих рядом административных полномочий.

"Может показаться, что комитеты "махалла" являют собой мягкую форму местного самоуправления, но на самом деле правительство использует эти комитеты для того, чтобы держать население под жестким контролем, - заявила Рейчел Денбер, заместитель директора отделения "Хьюман райтс уотч" по делам Европы и Центральной Азии. - "Махалла" являются глазами и ушами правительства и докладывают обо всем увиденном и услышанном в полицию".

Президент Ислам Каримов объявил 2003 год Годом "Махалла", что говорит о намерении правительства расширить полномочия этих комитетов. Заводя дела на тех, кто излишне "усерден" в своей религиозной вере, ведя наблюдение и докладывая в полицию о "подозрительной" религиозной деятельности, комитеты "махалла" тем самым помогают правительству расправляться с мирными и независимо мыслящими мусульманами, которые практикуют ислам за пределами контролируемых правительством религиозных институтов. Кроме того, они организуют и проводят акции публичного порицания, в ходе которых добросовестные мусульмане подвергаются издевательствам, угрозам и демонизации.

Комитеты "махалла" проводят в жизнь политику правительства, препятствующую разводам супружеских пар в ущерб правам женщин, а также получению защиты от бытового насилия. Выполняя роль привратника правоохранительных органов и судов, комитеты "махалла" зачастую лишают пострадавших жен обеих этих возможностей, не разрешая им разводиться и возлагая вину на женщин за бытовое насилие, которому они подвергаются в своих семьях. "Хьюман райтс уотч" имеет документальные данные о случаях, когда комитеты "махалла" принуждали женщин оставаться в браке, грозящем им физическим и психическим нездоровьем.

В период с августа 2000 года по март 2001 года после антиправительственных вылазок исламских боевиков комитеты "махалла" также участвовали в проводившихся правительством Узбекистана программах насильственного переселения людей в южные районы страны.

Людей выгоняли своих домов и переселяли в поселки, где они оказывались отрезанными от остального общества и лишены средств к существованию. Комитеты "махалла" вместе с армией и другими силовыми структурами участвовали в акциях устрашения и насилия, сопровождавших процесс насильственного переселения.

Кроме того, они препятствовали встречам проживавших в ужасных условиях в переселенческих центрах людей с независимыми наблюдателями-правозащитниками.

"Хьюман райтс уотч" обратился с призывом к правительству о необходимости прекращения комитетами "махалла" дискриминации и надзора в отношении независимых мусульман; углубленной подготовки членов "махалла" в вопросах защиты пострадавших от бытового насилия, а также оказания помощи, а не блокирования доступа международных организаций и СМИ к переселенческим центрам.

"Хьюман райтс уотч" также призвал международных доноров требовать реформирования системы комитетов "махалла" в качестве условия финансирования проектов с участием этих комитетов.

"Доноры должны проявлять большую осторожность, прежде чем давать деньги таким институтам, как "махалла", - заявила Денбер.

"В противном случае может оказаться, что они поддерживают те самые нарушения, помощь в искоренении которых они пытаются оказать".

Ниже приведены примеры нарушений, совершаемых комитетами "махалла":

5 июня Ахмаджон Мадмаров, правозащитник, трое сыновей которого были посажены в тюрьму за публичное выражение приверженности мусульманской вере, был вызван на беседу с прокурором в офисе комитета "махалла" в Фергане. Прибыв на место, Мадмаров увидел перед собой "комиссию" из сотрудников полиции, прокуратуры и членов комитета. Комиссия показала ему официальное предупреждение, в котором говорилось, что если он будет и дальше участвовать в акциях протеста, против него возбудят уголовное дело. Присутствовавший на беседе представитель прокуратуры потребовал, чтобы Мадмаров поставил свою подпись под этим документом. Мадмаров отказался, заявив, что сам не участвовал в акциях протеста, но за несколько дней до этого, выполняя обязанности правозащитника, был свидетелем протеста против жестокого обращения с заключенными, осужденными за веру. "Прокурор сказал, чтобы я подписал предупреждение. Я отказался, сказав, что ничего не нарушал. Тогда он заявил: "Хорошо, комиссия занесет в протокол факт вашего отказа". Я попросил дать мне копию этого документа. Но мне ответили отказом".

"Лола Л." в течение 26 лет своего замужества подвергалась насилию, в результате чего у нее оказалось поврежденным легкое и возникло связанное с этим хроническое заболевание. Она не раз обращалась к руководству местный комитет "махалла", прежде чем, наконец, пришла к женщине- председателю нового состава комитета. "У нас уже вошло в традицию, что когда вы приходите с жалобой, проходит два-три дня, и они обещают помочь, но потом начинают уговаривать простить мужа и не разводиться с ним, - рассказала она. - Я три раза ходила к предыдущему председателю, но проходило два- три дня и они начинали уговаривать меня вернуться у мужу".

Члены комитетов "махалла" обещали компенсацию, способствуя, таким образом, аресту перемещенных лиц, подозревавшихся в сговоре с исламскими повстанцами на юге Узбекистана. Арбоб Шерхолов и Шихизинда Раджабов, жители Узуньского района, были арестованы в переселенческом центре Истиклол. Оиста Шерхолова, жена Шерхолова и сестра Раджабова, рассказала "Хьюман райтс уотч":

13 декабря 2000 года в 16:00 сотрудник полиции и председатель Шерободского комитета "махалла" подъехали к нашему дому на полицейской машине. Они сказали Арбобу и Шахизинде, что "мы хотим дать вам участок земли и денежную компенсацию, поэтому просим вам проехать с нами в Шеробод для обсуждения этих вопросов, а через три дня вы вернетесь обратно". Я ждала 15 дней, затем с 12 другими женщинами поехала в Термез, и нашла имя моего мужа в списке заключенных Термезской тюрьмы".

(Распространено Бюро международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт:

usinfo.state.gov

Предыдущая статьяПравозащитная организация призывает оказать давление на Азербайджан, чтобы побудить его к проведению выборов
Следующая статьяСША предоставляют гарантию под проекты "Ситибанка" в пяти государствах СНГ