РОССИЮ ЛИШАЮТ СНГ Наталья Серова
ПОЛИТКОМ.РУ
27 ноября в российское информационное поле были вброшены несколько новостей, подтверждающих адекватность конспирологических сценариев, регулярно тиражировавшихся в левых СМИ начиная с первой половины 90-х годов. Примечательно, что эти подтверждения существования "заговора мировой закулисы" были обнаружены в весьма респектабельных западных источниках. Британская Daily Telegraph опубликовала большое интервью с Эдуардом Шеварднадзе, который фактически обвинил США в организации государственного переворота в Грузии.
По словам Шеварднадзе, политической и финансовой помощью оппозиции непосредственно занимался посол США в Тбилиси Ричард Майлз. Канадская газета Globe аnd Mail развивает эту тему, сообщая кучу подробностей о роли американского миллиардера Джорджа Сороса в организации подрывной деятельности оппозиции.
В частности, Соросу приписывается финансирование оппозиционного телеканала "Рустави-2" и радикальной молодежной организации "Кмара", функционеры которой якобы изучали методику организации массовых протестов на примере Югославии и даже ездили набираться опыта в Сербию на средства, выделенные институтом "Открытое общество".
Следом Евросоюз фактически признался в срыве российского плана приднестровско-молдавского мирного урегулирования, распространив документ, в котором цитируется разговор между генсеком СЕ Вальтером Швиммером и президентом Молдавии Владимиром Ворониным, обсуждающим отказ Кишинева от мирного плана Москвы.
Самым интересным в этом сюжете является то, что митингующая в центре молдавской столицы оппозиция протестует против российского плана федерализации Молдавии с точно таким же энтузиазмом, как и два года назад, когда молдавские демократы выступали против изучения русского языка и "разрушения гагаузской автономии".
События в Тбилиси и Кишиневе, судя по всему, вдохновили и украинскую оппозицию, осеннее наступление которой в этом году до последнего дня было достаточно слабым, по крайней мере, по сравнению с осенью 2001 года. Тогда, накануне парламентских выборов в Украине, демократическая и националистическая оппозиция при поддержке Запада в буквальном смысле загнала президента Кучму в угол.
В Украине многотысячные толпы требовали его отставки, а в европейских странах и США активно велась кампания по дискредитации украинского президента, обвинявшегося не только в убийстве журналиста Гонгаздзе, но и в связях с мафией, причастности к незаконной торговле оружием, отмыванию денег и в прочих тяжких грехах.
Впрочем, вся эта консолидированная атака на Кучму не принесла ожидаемых результатов в ходе парламентских выборов. Вместо оглушительной победы оппозиции страна оказалась расколота на западную - поддержавшую оппозицию, и восточную - занявшую пророссийскую и лояльную по отношению к Кучме позицию части. Несмотря на присутствие в Украине огромного количества западных эмиссаров и наблюдателей, откровенно готовивших страну к тому, чтобы в случае поражения блока Ющенко объявить итоги выборов сфальсифицированными, все обошлось.
Тем не менее, активная игра Запада на парламентских выборах в Украине стала наиболее заметным проявлением экспансии США и ЕС на постсоветском пространстве. Картину дополняют аналогичные сюжеты, касающиеся поддержки белорусской оппозиции, размещения объектов радиоэлектронной разведки в странах Балтии и военных баз в республиках Средней Азии.
В довершение всего в недрах американского сената готовится так называемая "поправка Либермана-Маккейна", инициирующая исключение России из "Большой восьмерки" за отступление от демократических норм, войну в Чечне, преследование свободной прессы и представителей крупного бизнеса. Этот последний штрих подтвердил общее впечатление полного фиаско внешнеполитической линии России, которая на протяжении последних двенадцати лет была нацелена на присоединение к сообществу стран развитой демократии на западном направлении и на поддержание государственности партнеров Росси по СНГ на постсоветском пространстве.
Более того, в последнее время создается впечатление, что антироссийская риторика становится инструментом решения внутриполитических проблем в странах как ближнего, так и дальнего зарубежья. Именно под антироссийскими лозунгами выступала молдавская оппозиция два года назад, и грузинская совсем недавно. А трогательное единство республиканца Джон Маккейн и демократа Джозефа Либермана, затеявших исключение России из "Большой восьмерки" как раз накануне старта президентской кампании в США выглядит как целенаправленная атака на российское направление внешней политики администрации Джорджа Буша и на него лично.
В сложившейся ситуации может показаться, что у России остается весьма ограниченный выбор вариантов выстраивания внешней политики. Первый - это присоединение к странам "третьего мира" (именно в этом направлении подталкивает Россию Евросоюз). И второй - в объятия американского президента с перспективой участия во всех военных авантюрах США и получения ответных ударов от находящихся в непосредственной близости от России исламских экстремистов. При этом следует учесть, что вторая возможность, подразумевающая сближение с США, уже в ближайшее время может оказаться закрытой: накануне выборов американский президент с большой вероятностью будет склонен скорее отказаться от дружбы с Путиным, нежели поссориться со своими избирателями.
К счастью, мировая политика организована гораздо более сложно, и на самом деле в этих "больших шахматах" Россия является далеко не самой слабой фигурой, обладающей к тому же достаточно широким полем для маневра. Тем не менее, нельзя не признать, что последние события в Грузии и Молдавии, а также кризис в отношениях с Украиной, связанный с нежеланием ее руководства решать проблемы Керченского пролива и газового консорциума, подталкивают Россию к пересмотру ее политики в отношении стран СНГ.
До самого последнего времени Россия затрачивала немалые усилия и ресурсы на поддержание стабильности и территориальной целостности соседних государств, события в которых, тем не менее, развивают по одному и тому же сценарию, который хорошо прослеживается на примере происходящего в кризисном треугольнике Тбилиси-Кишинев-Киев. Антироссийски настроенная оппозиция, действующая при поддержке Запада, атакует в той или иной степени связанную с Россией центральную власть.
В Молдавии и Украине первая волна "народного наступления", начавшаяся в конце 2001 года, захлебнулась в большой степени благодаря поддержке, оказанной Россией атакованным оппозицией президентам. Однако в обоих случаях главы государств в итоге были вынуждены отвернуться от России и занять откровенно прозападные позиции. В Грузии этот развивавшийся в латентной форме сценарий моментально разрешился падением президентской власти как только оппозиция вышла на улицу, а Россия отказалась от роли "разводящего".
Сегодня, когда в большинстве стран постсоветского пространства начался процесс ротации старых лидеров, общие политические установки которых формировались еще во времена Советского Союза, российскому руководству пришло время задуматься о новых приоритетах своей политики в отношении стран ближнего зарубежья. На фоне центробежных процессов, происходящих в ряде стран СНГ, сегодня уже можно говорить об ослаблении их государственности, происходящей, как правило, на фоне углубления экономического кризиса.
Поскольку эти тенденции развиваются при прямом участии западных стран, элементарный инстинкт самосохранения вынуждает Россию самоустраниться и позволить новым друзьям своих соседей заняться разрешением возникших проблем. Такая позиция не исключает любых форм экономического и политического сотрудничества, которое в новых условиях должно быть мотивировано исключительно прагматическими соображениями.
28.11.03