С чем приедет в Казахстан Герхард Шрёдер
Есен СМАГУЛОВ
Навигатор - II
Услышит ли руководство Казахстана критику из уст канцлера
Продолжается подготовка к намеченному на 4-5 декабря визиту в Казахстан канцлера Германии Герхарда Шрёдера. Готовятся и официальные круги двух стран, и различные политические силы. В середине ноября оппозиционный казахстанский политик Амиржан Косанов побывал в Берлине, где провел ряд встреч в МИДе ФРГ, Бундестаге, общественных организациях, исследовательских институтах.
Как сказал в интервью "Немецкой волне" Косанов, ему и его единомышленникам удалось добиться проведения некоторых мероприятий, которые будут приурочены к остановке Шрёдера в Астане по пути из Китая. Косанов назвал визит, продолжительность которого составит около суток, "технической остановкой". Главная цель оппозиции заключается в том, чтобы придать краткому пребыванию канцлера в Казахстане политическое содержание. В частности, об итогах своих встреч Косанов в Берлине сообщил следующее:
- Если сидит С.Дуванов за свои критические замечания в адрес президента Н. Назарбаева в тюрьме, если осуждают Е. Бапи якобы за неуплату налогов, но все понимают, что его осуждают за то, что он является главным редактором самой популярной двуязычной оппозиционной газеты, - нам сказали и в исполнительной власти, и в представительной власти, что все факты, которые нами изложены, попадут на стол к канцлеру, нам обещали, что как проправительственные, так и оппозиционные фракции сделают соответствующие депутатские запросы в Бундестаге накануне визита. И самый главный вывод из моих берлинских встреч - что Германия приходит к пониманию того, что экономическое сотрудничество должно развиваться, но Германия будет занимать жесткую и принципиальную позицию в отношении фактов преследования оппозиции. Нас заверили, что те документы, которые приняты Европарламентом, ОБСЕ и Советом Европы, зиждятся также и на мнении германской стороны.
Оппозиция, используя поездку федерального канцлера, настойчиво пытается прорвать информационную блокаду. Как надеется Косанов, за рубежом услышат о процессах против таких известных оппозиционных деятелей, как С.Дуванов, Е.Бапи, Ж.Шикеев в южном Казахстане, Ж.Дуспанов в Атырауской области и др. По крайней мере, германский политический истеблишмент усилиями наших оппозиционеров уже информирован о ситуации в Казахстане, начиная от "Казахгейта" и заканчивая конкретными фактами преследования газет, журналистов и политических деятелей. "Я не могу планировать за канцлера Шрёдера, но люди, которые планируют его визит, заверили нас, что все эти факты будут изложены", - сказал в заключение интервью Косанов.
Однако надежды оппозиции вряд ли оправдаются в полной мере. Судя по последним сообщениям, поступающим в преддверии визита немецкого лидера, главной составляющей визита будет экономическое сотрудничество. В составе делегации Германии будет немало представителей крупного бизнеса.
Европейский аэрокосмический концерн EADS, а также фирма MAN Fodertechnik, как стало известно из немецких правительственных источников, ведут работу над осуществлением совместно с Казахстаном многомиллиардных проектов. Как сообщает немецкоязычный сайт агентства Reuters, EADS выражает заинтересованность в получении заказа на поставку оборудования для контроля над воздушным пространством объемом около миллиарда евро. MAN намерен заключить контракт по проекту добычи угля открытым способом, объемы данного соглашения оцениваются примерно в 5 млрд. евро. Оба проекта пока находятся на стадии разработки и переговоров.
Энергетическое предприятие Wintershall намерено принять участие в нефтяных проектах на Каспийском море и готово вложить в разведку углеводородов до 100 млн. евро прямых инвестиций, причем в случае успеха инвестиции могут впоследствии возрасти до миллиардного уровня. Представители всех 3 фирм будут сопровождать федерального канцлера Герхарда Шрёдера на будущей неделе во время его визита в Казахстан.
Если данные договоренности, оцениваемые в миллиарды долларов, будут воплощены в жизнь, Германия вполне может присоединиться к клубу крупнейших инвесторов Казахстана. До сих пор Федеративная Республика ограничивалась лишь отдельными проектами с нашей страной, а по объему инвестиций находилась в нижней части списка, значительно уступая Америке, Великобритании, Италии, Южной Корее и многим другим государствам. Причем, потенциал у крупнейшего члена Евросоюза, безусловно, есть. В частности, для России Германия является как основным торговым партнером, так и ведущим инвестором.
Тема преследований оппозиции будет поднята, в лучшем случае, лишь в мягкой дипломатической форме. Очевидно, Берлин скорее предпочтет придерживаться прагматической линии, определяемой экономическими интересами. Примером такой политики являются, например, отношения Запада с тем же Китаем.
Израильский бизнес приступает к осуществлению крупных проектов в Казахстане
На минувшей неделе стало известно о начале сразу двух крупных проектов с участием фирм из Израиля.
Израильская фирма Bateman Engineering объявила на минувшей неделе, что будет осуществлять в Казахстане строительство электростанции стоимостью 170 миллионов долларов. Эта фирма, как сообщает израильский сайт Globes-online, выиграла международный тендер, причем в ходе конкурса ей удалось обойти таких сильных конкурентов, как компании General Electric и Siemens.
Bateman Engineering построит в прикаспийской Атырауской области электростанцию мощностью 270 мегаватт для предприятия Agipco, которое осваивает считающееся одним из крупнейших в мире нефтяное месторождение. Новая электростанция будет снабжать электричеством нефтехимический комплекс, призванный перерабатывать добываемые нефть и газ. Старт проекта намечен на январь 2004 г., а его осуществление займет 30 месяцев, затем электрические мощности могут быть расширены до 320 мегаватт. Также израильская фирма будет обслуживать новый объект в течение пяти лет его эксплуатации.
Казахско-израильское совместное предприятие Trans Trade Kazakhstan планирует до конца 2004 г. построить трубопровод, по которому газовый конденсат будет поставляться из Казахстана в Китай, сообщает агентство Dow Jones.
СП Trans Trade Kazakhstan подписало контракт с фирмой из КНР Xinjian Shenglun Industry & Commercial по транзиту газового конденсата из западного Казахстана. Китайская компания планирует закупать до 5 млн. тонн концентрата в год. Представитель компании не стал обнародовать информации о стоимости трубопровода и сумме контракта, но отметил, что трубопровод свяжет железнодорожную станцию в южном Казахстане с аналогичной станцией в Китае. Нынешние поставки конденсата в Китай железнодорожным транспортом не очень эффективны, поскольку требуют излишних расходов и времени, так как в двух странах существуют разные стандарты ширины полотна. Поэтому поезда вынуждены простаивать, пока не будет произведена замена колесных пар.
Агентство приводит цифры, свидетельствующие о росте экспорта казахстанских углеводородов в соседнюю страну. Так, в прошлом году по железной дороге из Казахстана было направлено в Китай 800 тысяч тонн нефти. В 2003 г. нефтяной экспорт по железной дороге с месторождения Кумколь в Актюбинской области, как ожидается, достигнет 1,2 млн. тонн.
Шипы и розы: уроки грузинской революции
Зарубежные СМИ по-прежнему активно обсуждают последствия грузинской "бархатной революции". В данном обзоре приведены оценки, касающиеся причин и последствий смены власти в кавказской республике в свете ситуации на всем постсоветском пространстве.
Путь большинства государств - преемников Советского Союза - повел их по двум противоположным направлениям, говорится в публикации британской газеты Guardian. На одном полюсе оказались слабые квазигосударства, суверенитет которых формально признан внешним миром, но они не могут его осуществить даже в пределах собственных границ. Фактически власть принадлежит другим лицам, в лучшем случае - гражданскому обществу, но чаще всего людям, которые могут обеспечить порядок в собственных регионах или социальных нишах, чего не может дать государство.
Другая дорожка ведет к относительно сильному государству, иногда с некоторыми признаками демократии. Власть в таких государствах контролирует и свою территорию, и ресурсы. Но это не государство, которое двигается к дальнейшей демократизации. Этот процесс останавливается здесь на такой точке, которую сочтут достаточной правители. Кавказ показывает примеры обоих направлений. Грузия - слабое государство, но ей повезло в том, что неудачи в формальной демократизации были компенсированы подъемом гражданского общества. Более ранним и крайне неудачным примером была Чечня, чьи президенты никогда не могли управлять ни территорией, ни своими подданными, не говоря уже о конкурентах, и которые поэтому не смогли договориться с Россией. На другом конце спектра - Азербайджан, разумно сильное государство, но оно использует формальные выборные процедуры скорее для осуществления династического перехода власти, но не для демократии.
Преимущество Алиевых по отношению к Шеварднадзе заключается в контроле над серьезными ресурсами, в частности, нефтью. Деньги определяют глубокие различия. Некоторые эксперты по бывшему Советскому Союзу размещают бедные государства типа Кыргызстана ближе к грузинской модели слабой государственности, в то время как Казахстан по контрасту находится даже в более сильной позиции, чем Россия. Белоруссию и даже Украину они поместили бы ближе к грузинскому концу спектра.
Также в публикации Guardian приводится еще одно важное наблюдение. Эксперт организации IWPR Томас Ваал, полагает, что критическое отличие ситуации в Грузии от некоторых других постсоветских государств заключается в успешной защите свободных СМИ. Демонстрации, благодаря которым два года назад удалось предотвратить закрытие оппозиционного телеканала, были, как он полагает, генеральной репетицией для грузинской "революции роз".
Сайт EurasiaNet, финансируемый одним из вдохновителей грузинской оппозиции Джорджем Соросом, дает обзор реакции в республиках Центральной Азии на события в Тбилиси. Автор публикации напоминает, что ближайшие парламентские выборы в регионе должны быть проведены в Казахстане в октябре 2004 г.
По другую сторону Каспийского моря президентам пяти центральноазиатских государств могут достаться лишь шипы революционных роз. Проблемы, которые высветили последние драматические события, - коррупция, сомнительные выборы, ограничение доступа к политическому процессу, широко распространенная бедность - весьма актуальны для Центральной Азии, где уже приближаются парламентские выборы. Для оппозиционных сил региона события в Грузии стали доказательством, что нарастающее недовольство может свалить правительство, которое совсем недавно казалось неприступным.
Лидер оппозиционного движения Демократический выбор Казахстана Толен Тохтасынов полагает, что многие в Центральной Азии, несомненно, должны задуматься. "Я думаю, с этого момента все выборы в Грузии - и не только в этой стране - будут более справедливыми. Те, кто находятся у власти в Казахстане, также должны принять это во внимание", - сказал он.
Наиболее репрессивными названы в статье Туркменистан и Узбекистан. В Туркмении существует лишь одна официально действующая политическая партия, возглавляемая президентом страны Сапармуратом Ниязовым. Лидеры оппозиции бежали из страны, заключены в тюрьмы или находятся под домашним арестом. В Узбекистане существуют четыре зарегистрированные политические партии, все они в определенной степени являются наследницами Коммунистической партии Узбекской советской республики. Но еще по крайней мере три оппозиционные партии пытаются пройти регистрацию, чтобы получить возможность участвовать в парламентских выборах декабря 2004 г.
Казахстан отреагировал на события в Грузии с осторожным одобрением. Пресс-служба президента опубликовала заявление, в котором Нурсултан Назарбаев назвал причиной смены власти в Грузии тяжелое экономическое положение и обострение внутриполитической ситуации. Назарбаев указал, что в экономическом отношении ситуация в Казахстане значительно лучше, чем в Грузии. Но, как подчеркивается в статье, президент не упомянул о проблеме коррупции, которая содействовала вспышке недовольства в Грузии, вероятно, потому, что он в настоящее время пытается дистанцироваться от обвинений в злоупотреблениях, связанных с действиями иностранных нефтяных компаний.
В публикации EurasiaNet приводится мнение Бурхана Нурмухаммедова, члена партии "Ак жол". "Время политиков старой системы прошло, приходит пора нового поколения молодых политических лидеров, - говорит он. - Посмотрите, например, на Россию. Молодой лидер [Владимир Путин] сменил старого [Бориса Ельцина]. В Азербайджане, даже несмотря на то, что он сын старого президента, Ильхам Алиев - также представитель молодого поколения политических деятелей. То же и в Грузии. Я уверен, что в ближайшие пять-шесть лет на постсоветском пространстве все старые политические деятели советской эпохи будут заменены молодыми политическими деятелями".
Продолжает тему издающаяся в Париже на английском языке газета International Herald Tribune. Опасность теперь состоит в том, пишет издание, что правительства в Центральной Азии и на Кавказе могут расширить политические репрессии, чтобы препятствовать осуществлению подобного сценария.
Правительства в регионе не жалеют усилий, чтобы не допустить появления активных оппозиционных массовых движений и кандидатов в президенты. В Казахстане правительство почувствовало угрозу своей неконкурентоспособной власти со стороны набиравшего популярность Демократического выбора Казахстана, во главе которого находились один из губернаторов и бывший министр энергетики. Они оба были заключены в тюрьму, а политической партии не дали возможности зарегистрироваться. В Кыргызстане главный политический конкурент президента с 2000 г. находится в тюрьме.
Трудно найти хоть одну страну в Центральной Азии и на Кавказе, где ОБСЕ признала бы проведенные выборы соответствующими международным стандартам. В некоторых странах, подобно Узбекистану, правительство просто не допускает деятельности оппозиционных политических партий. Узбекские выборы, отмечается в статье, - настолько пустое занятие, что ОБСЕ даже не пытается осуществлять над ними наблюдение.
Теперь правительствам Центральной Азии предстоит организация новых выборов. Казахстан должен провести парламентские выборы в 2004 г., а в Кыргызстане президентские выборы намечены на 2005 г. Из боязни "бархатной революции" по грузинскому образцу они могут отложить политические реформы и раздавить оппозиционные движения. Они могут в день голосования выпустить вооруженные отряды, как это сделало азербайджанское правительство, предотвратившее перерастание мирных протестов в нечто большее.
Но в Грузии все обстояло иначе. Администрация Буша направила высокопоставленных эмиссаров, которые добивались гарантий свободного и справедливого голосования. Вашингтон также настоятельно высказывал протест против манипуляций. Эти усилия помогли демократической оппозиции отвергнуть незаконные действия правительства и проложили путь к мирному переходу власти. Впрочем, автор напоминает, что в аналогичной ситуации после азербайджанских выборов Вашингтон вел себя иначе.
Автор публикации указывает, какие же уроки должна извлечь Америка из грузинской революции в отношении других стран региона и даже дает Белому дому конкретные рекомендации.
Итак, Америка должна ясно дать понять, что настаивает на свободных и справедливых выборах. Она также должна ясно указать на возможные дипломатические и финансовые последствия манипуляций при голосовании. В Кыргызстане она должна настоять на освобождении Феликса Кулова, главного конкурента президента Аскара Акаева. В Казахстане необходимо добиться регистрации демократической партии Казахстана [вероятно, имеется в виду ДВК]. Она должна твердо стоять на том, чтобы состав избирательных комиссий был сбалансирован и чтобы осуществлялся мониторинг, позволяющий контролировать процесс голосования и подсчета голосов.