ПРАВО НА ВЕРУ
"Туркменистан: золотой век"
Свобода вероисповедания - одно из важнейших прав человека и гражданина, зафиксированных в международных правовых актах и законодательстве многих стран мира.
Туркменистан как государство, чей статус постоянного нейтралитета признан Организацией Объединенных Наций, твердо и последовательно придерживается норм международного права и национального законодательства в обеспечении общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, в том числе такого важного, как свобода вероисповедания. Это нашло свое конкретное воплощение в принятой Халк Маслахаты в декабре 1995 года Декларации о международных обязательствах нейтрального Туркменистана в области прав человека.
Конституция Туркменистана в качестве одной из основ государственного строя закрепляет его светский характер. Другие конституционные положения устанавливают, что религиозные организации отделены от государства и не могут выполнять государственных функций, государственная система образования отделена от религиозных организаций и носит светский характер.
В Конституции Туркменистана также четко зафиксированы правовые гарантии свободы религий и вероисповеданий и их равенство перед законом. В статье 11 говорится: "Каждый вправе самостоятельно определить свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов".
В октябре 1991 года Президент Туркменского госудаpства Сапармурат Ниязов провозгласил новую концепцию национального развития, инициировав процесс возрождения духовности, исконных традиций и обычаев туркменского народа, в которых запечатлены непреходящие морально-нравственные ценности. Одним из ярких примеров этому стала принципиально новая политика государства в отношении религии, как неотъемлемой части национальной культуры, сыгравшей огромную роль в формировании национального мировоззрения, этических норм, а также в развитии фундаментальных наук и искусства. В годы независимости туркменистанцы получили фактическую возможность беспрепятственного отправления религиозного культа, соблюдения традиционных конфессиональных норм и обычаев, совершения паломничества и празднования канонических праздников, изучения религиозной литературы и основополагающих теософских трудов.
В Туркменистане каждый гражданин волен свободно определять свое отношение к религии, принимать участие в деятельности официально зарегистрированных конфессий. В настоящее время в Туркменистане имеются, главным образом, две религиозные конфессии - мусульманская и православная. Несмотря на то, что в первой объединены верующие, составляющие значительную часть туркменского народа, а также узбеки, казахи, татары и представителей других мусульманских народов, а во второй представители славянских народов, они мирно сосуществуют, объединяя усилия в духовно-нравственном аспекте своей деятельности, направляя их на созидание и упрочение обстановки гражданского мира, межнационального согласия, религиозной терпимости.
Важнейшим документом, обеспечивающим свободу совести граждан независимого Туркменистана и законодательное регулирование деятельности конфессий, является новый Закон Туркменистана "О свободе вероисповедания и религиозных организациях", принятый 10 ноября 2003 года. Обогащенный изменениями и дополнениями, вытекающими из международно-правовых актов, к которым присоединился Туркменистан, конституционными требованиями, реалиями динамично развивающейся политической, экономической и общественной жизни нашего государства, этот закон открывает перспективы действенного социального служения религии.
В соответствии с Законом Туркменистана "О свободе вероисповедания и религиозных организациях", религиозной организацией (статья 8) признается добровольное объединение граждан Туркменистана, образованное в целях совместного исповедования и распространения веры, совершающее богослужение и другие обряды и церемонии, осуществляющее религиозное воспитание и зарегистрированное в установленном законодательством Туркменистана порядке.
Религиозная организация может быть создана по инициативе не менее пятисот граждан Туркменистана, достигших совершеннолетнего возраста и постоянно проживающих на территории Туркменистана. Руководители религиозных организаций из числа граждан Туркменистана должны иметь высшее духовное образование.
Кроме необходимых требований к Уставу и практической деятельности религиозных организаций в Законе особо оговариваются их права и свободы, гарантированные государством. Так, они вправе устанавливать и поддерживать международные связи в целях паломничества и участия в других религиозных мероприятиях с согласия Генгеша по делам религий при Президенте Туркменистана. Например, православные религиозные организации, имеющие духовные центры за рубежом, могут осуществлять подготовку священнослужителей и необходимого им духовного персонала в порядке, установленном этими центрами, если при этом не нарушается законодательство Туркменистана.
Религиозные организации, свободно отправляющие свои церемониальные обряды в культовых и молитвенных зданий и на принадлежащих им территориях, в местах паломничества, на кладбищах, в случае ритуальной необходимости могут исполнить их в домах пожелавших этого граждан, а также проводить богослужения в больницах, госпиталях, в домах престарелых и инвалидов, в местах заключения под стражей и отбывания наказания, воинских частях. Военнослужащие также имеют право исполнять религиозные обряды в свободное время.
Публичные богослужения, религиозные обряды и церемонии вне культовых и молитвенных зданий должны осуществляться в порядке, установленном законодательством Туркменистана. Религиозные организации не вправе проводить принудительные денежные сборы и обложение верующих, а также применять к ним меры, ущемляющие их честь и достоинство.
Граждане Туркменистана и религиозные организации (статья 20) вправе приобретать и использовать религиозную литературу на любом языке по своему выбору, а также другие предметы и материалы религиозного назначения. Доставка и реализация изданной за рубежом религиозной литературы должны осуществляться после проведения экспертизы ее содержания Генгешем по делам религий при Президенте Туркменистана в порядке, установленном законодательством Туркменистана.
Законодательством Туркменистана установлена ответственность за такие противозаконные действия как изготовление, ввоз, вывоз, распространение литературы, способствующей разжиганию религиозной, национальной и межнациональной и расовой розни, изготовление, хранение и распространение печатных изданий, кино-, фото-, аудио-, видеопродукции и других материалов, содержащих идеи религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма.
Система образования в Туркменистане отделена от религиозных организаций и носит светский характер (статья 6). Право на светское образование обеспечивается гражданам Туркменистана независимо от их отношения к религии, они имеют право обучаться духовному вероучению, получать духовное образование по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Закон Туркменистана о свободе вероисповедания и религиозных организациях закрепляет права о получении религиозного образования (статья 9). Генгеш по делам религий при Президенте Туркменистана с разрешения Кабинета Министров Туркменистана вправе создавать духовные учебные заведения для подготовки священнослужителей и необходимого им религиозного персонала. Духовные учебные заведения приобретают право на свою деятельность после их регистрации Министерством адалат Туркменистана и получения соответствующей лицензии. На обучение в высшее духовное учебное заведение принимаются граждане в соответствии с законом Туркменистана "Об образовании". Граждане Туркменистана могут получить духовное образование на теологическом факультете Туркменского государственного университета имени Махтумкули.
С разрешения Генгеши по делам религий при Президенте Туркменистана в мечетях, с согласия родителей, лиц, их заменяющих, их законных представителей и самих детей может проводиться обучение детей духовному вероучению в свободное от общеобразовательных школьных занятий время не более четырех часов в неделю. Преподавать вероучение могут лица, окончившие высшие духовные учебные заведения и имеющие разрешение Генгеша по делам религий при Президенте Туркменистана. Преподавание духовного вероучения в частном порядке запрещается и влечет ответственность перед законом.
Для того чтобы сделать реальностью задачи, нашедшие отражение в национальном законодательстве, объединить усилия религиозных деятелей и верующих в служении интересам Родины в апреле 1994 года, впервые в истории туркменской государственности, было создано специальное учреждение - Генгеш по делам религий при Президенте Туркменистана, который получил государственный статус.
В статье 7 Закона Туркменистана "О свободе вероисповедания и религиозных организациях" записано, что государственным органом, регулирующим деятельность религиозных организаций является Генгеш по делам религий при Президенте Туркменистана.
Генгеш по делам религии при Президенте Туркменистана в пределах своих полномочий:
осуществляет контроль за деятельностью религиозных организаций по исполнению законодательства о свободе вероисповедания и религиозных организациях Туркменистана;
обеспечивает осуществление конституционных прав и гарантий в сфере религиозных отношений;
представляет в государственных органах интересы религиозных организаций, расположенных и действующих на территории Туркменистана;
рассматривает заявления, письма и жалобы граждан, связанные с деятельностью религиозных организаций, и принимает меры по устранению выявленных недостатков и нарушений;
дает разъяснения по вопросам применения Закона о свободе вероисповедания и религиозных организаций;
создает банк данных о религиозных организациях в Туркменистане;
создает экспертный совет религиоведов, представителей религиозных организаций и специалистов по проблемам прав человека для проведения религиоведческой экспертизы и дает в необходимых случаях официальное экспертное заключение по запросам органов исполнительной власти и казыета;
способствует укреплению взаимопонимания и обстановки терпимости между религиозными организациями различных вероисповеданий как внутри Туркменистана так и за его пределами;
осуществляет контакты и координационные связи с религиозными учреждениями за рубежом и государственными органами внутри государств.
Духовное пробуждение народа, которое стало проявляться после обретения Туркменистаном государственной независимости, нашло яркое воплощение в росте интереса к исламской религии, на канонах которой во многом основываются традиции, обычаи и обряды туркмен.
Как отметил Сапармурат Ниязов на XIV Всетуркменском Маслахате в августе 2003 года "...туркмены всегда были и остаются народом, свободным от каких-либо навязанных догм, в частности, религиозных. Испокон веков мы сохраняем свою веру только в сердце, не навязывая и не растрачивая ее. Излишнему фанатизму, испокон веков не свойственному национальному духу нашего народа, нет места и в современном обществе. Память - вот духовная основа нации. Она сохраняет язык, кровное единство и связь между поколениями. Сегодня с помощью Всевышнего мы восстанавливаем нашу духовную память и, прозревая, возвращаемся к чистым истокам".
Тысячи людей вновь приобщились к религиозным ценностями, пришли к пониманию Бога и религии как неиссякаемых источников духовности и нравственности. Сегодня в условиях гарантированной свободы совести и отправления религиозных культов духовная жизнь верующих Туркменистана постепенно возвращается в нормальное русло.
Как известно, международные стандарты предусматривают возможность соблюдения дней отдыха в соответствии с предписаниями религиозного учения, а также установления больших религиозных праздников как госудаpственных. Исходя из этого, в Туркменистане в качестве госудаpственных праздников установлены: Ораза-байрамы - день разговения после мусульманского поста Рамазан, Гурбан-байрамы - праздник жертвоприношения, отмечающийся три дня подряд, которые являются нерабочими.
Конечно, взаимоотношения госудаpства и религиозных объединений нельзя представить себе как движение абсолютно непересекающихся субъектов. Прежде всего, государство - единственная нормативно-регулирующая инстанция для всех без исключения религиозных объединений. Иначе говоря, только от госудаpства могут исходить обязательные нормы, определяющие исходный статус и основные правила деятельности в государстве и в обществе любых вероисповедальных организаций.
Хотелось бы отметить, что в нашем независимом, нейтральном, демократическом государстве предоставляются широкие возможности для осуществления свободы вероисповедания и религий для национальных меньшинств, в частности, представителей русского и других славянских народов.
Наглядным примером может служить тот факт, что если в 1990 году в Туркменистане было всего 4 мечети и одна православная церковь, то сегодня - мечетей 395 и 13 церквей.
Сейчас Генгеш по делам религий при Президенте Туркменистана обобщает мнение духовенства и верующих по вопросам, связанным с нравственным воспитанием людей, усилением роли религии в этом важном деле.
М.КАРРЫЕВ, Заместитель председателя Генгеши по делам религий при Президенте Туркменистана