Реджеп ГЕЛЬДЫЕВ, Ашхабад, Казахстан. Деловая Неделя.
Во всем виноваты министры
Многомесячные задержки зарплат работникам бюджетной сферы спровоцировали волнения на севере Туркменистана. Президент республики оперативно отреагировал на ситуацию и наказал виновных.
Конец прошлой недели ознаменовался очередным снесением голов в туркменском правительстве. Уволены министр экономики и финансов с двумя банкирами. Обезглавлено Министерство образования. Экстраординарные меры главы государства были вызваны длительными отсрочками в выплате зарплат в различных секторах экономики. По этой причине в середине апреля на севере республики (Дашогузская область) прошли гражданские волнения, которые тщательно замалчиваются местной властью.
На последнем заседании кабинета министров, показанном по республиканскому ТВ в прошлый четверг вечером, президент Сапармурад Ниязов аргументировал отставку руководителей Минфина и банков. По его словам, министр финансов и экономики Язгулы Какалиев отстранен от всех должностей (он совмещал обязанности председателя правления Государственного коммерческого банка «Халкбанк» и директора Государственной службы по иностранным инвестициям при президенте) за бесконтрольность использования банками государственных денежных средств, в результате которой зарплата бюджетным организациям задерживается на несколько месяцев. Вместе с министром лишились своих должностей председатель правления государственного коммерческого банка «Туркменистан» Алтымурад Реджепов и председатель правления акционерно-коммерческого банка «Гарашсызлык» Сонагуль Атаева.
В начале апреля глава государства на заседании правительства уже затрагивал тему задолженности по зарплате бюджетникам. На тот момент, по словам Ниязова, государство задолжало служащим бюджетной сферы более 1 триллиона манатов (около 250 миллионов долларов, так как разница между государственным фиксированным и рыночным курсом доллара США к манату составляет 1: 4,4). Из них одна половина причиталась работающим в области образования и здравоохранения, а вторая на армию и остальных бюджетников.
Возможно, чтобы хоть как-то пополнить пустую казну, Туркменбаши распорядился тогда взыскать с заместителя председателя Кабинета министров, министра здравоохранения и медицинской промышленности Гурбангулы Бердымухаммедова три месячных оклада. Кроме того, президент задействовал Генпрокуратуру для расследования причин денежного дефицита в стране. На вчерашнем заседании были приведены факты нарушений, выявленные в ходе проверки Генпрокуратуры республики.
Это в основном выдача многократных кредитов без залога одним и тем же лицам, причем без требования возврата предыдущего кредита. «Как вы могли позволить себе такое? - возмущался президент. - Около 180 миллиардов ушли, словно в песок, и никто не несет за это никакой ответственности». Он приказал Генпрокуратуре досконально проверить деятельность отстраненных руководителей. Исполнять обязанности министра экономики и финансов Ниязов временно возложил на Бибитач Векилову - первого заместителя министра.
О приписках.
Генпрокуратура республики вскрыла случаи массового хищения государственных средств в образовательных учреждениях.
После расправы над министром экономики и банкирами Туркменбаши принялся за Министерство образования. Прервав чтение доклада генпрокурора с нескончаемым потоком фактов приписок в дошкольных и школьных учреждениях, глава туркмен освободил от занимаемых должностей министра образования, директора Национального института образования Туркменистана Мамметдурды Сарыханова и двух его заместителей, курирующих финансы - Марал Дурдыеву - и высшее и среднее образование - Мухамметберды Мамедова, совмещавшего должность ректора Туркменского института народного хозяйства. Вместе с ними отправлен в отставку Оразгелды Аралиев, куратор по образованию, культуре, здравоохранению и спорту Ашхабадской мэрии.
Ниязов гневно констатировал, что в системе образования сложилась массовая практика приписок, принявшая преступные размеры. В детских садах и школах практикуется выдача зарплаты несуществующим работникам. Во всех 112 детских садах столицы выявлены подставные лица, за которых руководство учреждений получало заработную плату. Приписки в финансовых ведомостях только в 7 детских учреждениях на момент проверки составили свыше 2 миллиардов манатов (1$=М5200 официальный курс). «Что стало с туркменами? Что стало с работниками образования? Куда смотрит Министерство образования? - с возмущением вопрошал он. - Если бы эти люди были нищие и воровали солому. Но они воруют у детей! Если я вас не освобожу, не приму к вам меры, вина будет лежать на мне»,- сказал Ниязов руководителям Министерства образования. Во избежание собственного обвинения он приказал Генпрокуратуре заняться отстраненными от должностей.
Такая запутанная бухгалтерия.
В начале апреля сайт Turkmenistan.ru опубликовал сведения Национального института статистики и информации, согласно которым внешнеторговый оборот Туркменистана в январе-феврале текущего года составил 1 миллиард 134,3 миллиона долларов США. Экспорт составил 743,2 миллиона долларов (рост на 13,3%), а импорт - 391,1 миллиона долларов (рост на 24,2%). Таким образом, положительное сальдо во внешней торговле составило 352,1 миллиона долларов США.
На предыдущем заседании правительства, показанного по-республиканскому ТВ 6 апреля, Ниязов ознакомил миллионную аудиторию телезрителей с итогами работы экономики в первом квартале. Он с удовлетворением отметил стабильно высокие цифры роста практически во всех отраслях национальной экономики. Исходя из приведенных им статистических данных следует, что прирост валового производства продукции не опустится ниже планки 20% и в текущем году.
Гордо заявив, что в стране интенсивно развивается нефте- и газодобыча, большая часть которой экспортируется, Туркменбаши благоразумно умолчал о регулярно поступающих нефтегазовых дивидендах, поскольку вторая часть повестки заседания о пустой государственной казне на этом фоне показалась бы слушателям кощунственной. Видимо, непросто объяснить своим гражданам, куда деваются доходы от продажи природного газа и почему при такой внушительной составляющей туркменского бюджета основная часть населения доведена до разорения. Существует мнение, что пресловутый фонд Туркменбаши складывается не только от добровольных пожертвований арабских шейхов, как утверждает сам президент, но и от нефтегазового экспорта.
Тем не менее глава государства посчитал нужным обнародовать цифры заключенных контрактов с инофирмами в апреле, которые обойдутся государственной казне в 139 миллионов долларов. Из них только на строительство двух фонтанов в Ашхабаде отпущено около полуторамиллионов долларов США. Один фонтан по рекомендации главы государства будет супероригинальным и в кратчайший срок должен украсить площадь перед Дворцом Туркменбаши. Остальные деньги распределены на строительство Национального культурного центра имени Туркменбаши ($75 миллионов), нового здания Министерства здравоохранения ($12 миллионов), второй очереди современного ипподрома с сооружением гостиничного корпуса ($12,5 миллиона), Олимпийского водно-спортивного комплекса ($25 миллионов) и летних лагерей отдыха для детей ($13 миллионов).
Если проанализировать сводку пресс-службы президента, подобные контракты подписываются чуть ли не ежемесячно. Бывший начальник бюджетного отдела столичной мэрии, а ныне независимый аудитор, как-то признался коррепонденту ДН, что спонтанные решения главы государства, направленные на благоустройство Ашхабада, заставляли хвататься за головы всех финансистов, в авральном порядке перекраивать бюджет, изыскивать средства, урывая по кускам из разных статей расходов. На украшение столицы бесчетным количеством памятников Великому Туркменбаши, его портретов, а также любимых президентом фонтанов, парков, арок, помпезных зданий из бюджета страны зачастую непредвиденно изымаются огромные средства. И при существующем положении финансовой дисциплины никакая смена руководства в налоговой службе, Министерстве экономики и банках не поможет.