19.05.2004
Кто угадает политика?
Немецкая Волна, "Фокус"
Несмотря на то, что до выборов в мажилис парламента осталось 4 месяца, казахстанские социологи пришли к неутешительному выводу, что население республики очень слабо знакомо как с лидерами политических партий, так и с их программами. Согласно исследованию, проведенному ассоциацией социологов и политологов Казахстана, большинство опрошенных респондентов из 17 крупнейших городов Казахстана не знает, кто из известных политических деятелей возглавляет ту или иную партию. Исключение составляет Дарига Назарбаева, которую более половины опрошенных верно указало как лидера партии «Асар». Второе место в рейтинговой таблице узнаваемости занимает руководитель Коммунистической партии Серикболсын Абдильдин. На третьем месте - сопредседатель демократической партии «Ак-жол» Булат Абилов.
С подробностями из Алма-Аты Зарина Казыбаева:
Как отмечает эксперт ассоциации политологов и социологов Казахстана Максут Сарсенов, «в данных, полученных в ходе опроса, содержится немало неверных ответов». Так, например 10% жителей Кокчетава и Актюбинска считают Даригу Назарбаеву и Азата Перуашева (Гражданская партия) лидерами партии «Отан». Заблуждаются и многие жители Павлодара и Атырау, считающие, что президентскую партию «Отан» возглавляют «ак-жоловец» Булат Абилов и «патриот» Гани Касымов. Зато по мнению каждого 16-го жителя Актюбинска один из руководителей «Ак-жола» Ораз Жандосов является сопредседателем оппозиционной партии «Демократический выбор Казахстана».
Однако несмотря на такую неосведомленностьотдельных респондентов, социологи все же отмечают, что майский рейтинг узнаваемости лидеров самых известных партий по сравнению с предыдущими опросами, проводившимися с января по март 2004 года, выглядит несколько лучше.
По данным ассоциации социологов и политологов Казахстана, лишь небольшая доля респондентов знакома с программами политических партий.
Согласно рейтингу на знание программ, лидером таблицы является партия «Асар», чей минимальный показатель в городе Алма-Ата составляет чуть больше 13%, а максимальный в Талдыкургане и Петропавловске приблизительно равен 50%. 25%-ый порог узнаваемости удалось преодолеть еще двум партиям. Так, партия «Отан» в Талдыкургане набрала чуть больше 28%, а с программой Коммунистической партии знакомы чуть более 29% жителей Уральска. Рейтинги остальных шести партий более чем скромны, отмечает эксперт ассоциации социологов и политологов Казахстана Максут Сарсенов.
Надо отметить, что члены большинства политических партий считают, что главной причиной их слабой узнаваемости является жесткая информационная политика партии «Асар», которая, пользуясь своим практически неограниченным доступом информационном пространстве, практически блокирует доступ к средствам массовой информации другим участникам предстоящих выборов.
Так, например, в газете «Время» была опубликована статья «В блокаде», где председатель североказахстанского областного филиала «Ак-жола» Павел Афанасьев рассказал о том, что в их области партия попала в настоящую информационную блокаду. По утверждению Павла Афанасьева при попытке разместить платные видеоролики о партии «Ак-жол», местные средства массовой информации дружно отказали ему под различными предлогами. По мнению «ак-жоловцев», действия сотрудников телерадиокомпаний Северо-Казахстанской области не соответствуют принятой в начале мая хартии «О принципах политической конкуренции политических партий Казахстана в электоральный период», которую кстати, подписала и партия «Асар».
В свою очередь, с обвинением в использовании «грязных технологий» выступила и Дарига Назарбаева. Она назвала не так давно опубликованные в интернет-газете «Навигатор» документы, якобы принадлежащие партии «Асар» - «Протоколами сионских мудрецов». (Напомним, речь идет о попавших в редакцию «Навигатора» документах, указывающих на планы объединения партий «Отан» и «Асар» перед выборами и на другие политтехнологические ходы с целью победы на выборах «партии власти»). Свой достаточно резкий ответ Дарига Назарбаева разместила на страницах партийной газеты «Асар - Казахстан», заявив, что эти документы - не более чем «литературно-политическая фальшивка». «Методологическая ошибка авторов подобного рода документов состоит в том, что они считают своих читателей едва ли не клиническими идиотами, которые неспособны в принципе различить правду и вымысел, подлинность и подлог» - отметила Дарига Назарбаева.
Можно отметить, что казахстанские политологи Нурбулат Масанов и Досым Сатпаев отмечают, что «ближе к выборам использование «грязных технологий» не смотря на подписанную большинством партий хартию, будут использоваться все чаще и чаще, а публикуемые рейтинги популярности являются неотъемлемой частью предвыборных технологий, которые, кстати, тоже выгодны отдельным политическим силам».
С вопросом о том, как в Западной Европе оценивают предвыборную ситуацию в Казахстане, программа «Фокус» обратилась к главе Германского общества по содействию демократии в Центральной Азии Михаэлю Лаубшу:
МЛ: Я думаю, что сейчас нужно с осторожностью говорить об оценке Западной Европой предвыборной ситуации в Казахстане и воздержаться от поспешных выводов, как позитивных, так и негативных. Делегация европейских представителей в ОБСЕ как раз недавно отметила определенные позитивные аспекты, которые характеризуют нынешнюю власть: мораторий на смертную казнь, непринятие закона о СМИ, который был предложен парламентом, но все-таки, под большим давлением Запада, отклонен президентом, допущение к участию в выборах Демократического выбора Казахстана.
С другой стороны, остаются открытии многие вопросы, касающиеся как раз закона о партиях, и, соответственно, пока остается только ждать ответа на вопрос, какую законодательную базу парламент и правительство подготовят для парламентских выборов.
Имеют ли возможность принять участие в выборах все авторитетные политики Казахстана?
МЛ: Это один из основных вопросов, особенно если вспомнить последние выборы в России: должна ли оппозиционная партия принимать участие в выборах или их бойкотировать, если есть опасность, что выборы не будут демократическими. Пример России говорит о том, что этот вопрос там расколол оппозицию. Я думаю, похожая ситуация наблюдается в настоящий момент и в Казахстане. Скажем, одна из наиболее мощных оппозиционных партий - РНПК, с самого начала заявила, что не примет участия в выборах ввиду их не демократичности. Впрочем, лидеры этой партии и так не могли бы принять участия в выборах в качестве кандидатов, поскольку одни находятся в изгнании, другие осуждены в Казахстане по уголовным статьям, и не могут быть избраны согласно действующему законодательству. Другой пример - это ДВК, добившийся права участия в выборах. Но тут надо отметить, что одно дело - это законодательная база, а другое - это реальное прохождение выборов. Например, получат ли оппозиционные партии доступ к СМИ, чтобы донести до избирателей свои программы? Проанализировать эти аспекты можно будет ближе к выборам.
Господин Лаубш, если Вы уже упомянули Россию в аспекте выборов, скажите, могут ли в Казахстане использоваться «российские политтехнологические схемы»?
МЛ: Есть сообщения, что в штабе партии власти существуют планы объединения близких к власти партий перед выборами. Среди казахстанских журналистов это известие вызвало большое эхо, и, судя по тем сведениям, которые мы получили, эта идея принадлежит главе российского Фонда эффективной политики Глебу Павловскому, который оказывает консультативную поддержку Дариге Назарбаевой. Несомненно, политтехнологические концепции, развитые в России, найдут применение и в Казахстане.
На Западе также, вне сомнения, используются политические технологии. Могли бы Вы, тем не менее, обозначить определенные различия между тем, что мы можем увидеть в ходе выборов в Казахстане и между западноевропейскими схемами?
МЛ: Я не думаю, что, если возять вышеуказанный конкретный пример Казахстана, в Западной Европе можно найти аналоги. В Германии сходным примером могло бы быть объединений партий ХДС и свободных демократов в единый союз для успешного прохождения выборов. Это исключено потому, что платформы этих партий различаются принципиально и обращены к разному электорату. И пресса сразу же оповестила избирателей, что это чисто тактическая уловка. Впрочем, во Франции, где в течение десятилетий существовали две консервативные партии, эти партии создали единую предвыборную платформу и затем единую партию, чтобы успешно выступать против социалистов. Другое дело, что в случае Казахстана речь идет о партиях, близких к нынешним руководителям страны.
В.Волков, З. Казыбаева