panorama 2004 # 20 май
Президент настаивает на крайней необходимости сохранять в стране внутреннюю стабильность. В ходе трехчасового прямого эфира Нурсултан Назарбаев впервые прокомментировал "дело Гиффена".
14 мая Президент Назарбаев провел трехчасовой прямой эфир на телеканале "Хабар", в ходе которого получил большое количество вопросов соотечественников посредством телемостов, интернета и телефонной связи. По признанию самого Президента, подобных акций не предпринималось уже достаточно давно, и эфир был отмечен несколькими важными "вопросами-ответами", которые, вероятно, будут на долгое время определять в основном политическую атмосферу.
Большинство иностранных комментаторов выступления Президента делают главный акцент на подтверждении главой государства своего намерения баллотироваться на новый президентский срок. Это, однако, явно не выглядит неожиданностью для подавляющего большинства населения страны, которое не представляет других исходов. Комментируя тему следующего президентского срока, г-н Назарбаев высказал убежденность в том, что имеет полное право на то, чтобы баллотироваться вновь согласно Конституции и вновь возглавить страну в случае, если народ окажет поддержку. Решение о твердом намерении баллотироваться, сделанное необычно рано, задолго до января 2006 года, возможно, призвано максимально консолидировать политическую элиту и избежать дальнейших "расколов" и "расслоений" в ее пропрезидентской части, которые, вероятно, возникли бы, прояви г-н Назарбаев какие-либо колебания относительно желания задержаться на посту еще на 7 лет. Высказанное им намерение сопровождалось скорей формальной оговоркой о том, что он будет участвовать в выборах, "если все будет нормально" и, "скажем так, если даст Бог". Очевидно, желание Президента заставляет переквалифицироваться в марафонцев всех более или менее серьезных политиков, а оппозиция по российскому образцу теперь должна была бы создать комитет по проблеме "2013".
Среди других комментариев Президента, касавшихся чисто политической тематики, можно отметить, что, говоря о причинах того, почему он принял участие в съезде "Отана" и решил не оставаться полностью над "партийной схваткой", г-н Назарбаев привел примеры Владимира Путина и "Единой России" и Тони Блэра и Лейбористской партии, отметив, что он не может с одинаковой симпатией относиться к разным политическим и идеологическим позициям. В то же время Президент подчеркнул свою роль гаранта конституционных прав всех партий и желание, чтобы в парламенте были представлены различные политические силы. Поддержка Президента, однако, будет одним из важнейших ресурсов провластных партий на выборах в этом году, и Президент готовится к активной роли и в этой кампании, поскольку он намерен просить и убеждать избирателей в том, чтобы "подавляющее большинство в парламенте" получили проверенные "отановцы" и их стратегические союзники.
Президент по-прежнему считает политическую стабильность одним из важнейших условий продолжения успешной экономической модернизации и хотел бы видеть большую политическую консолидацию, "кулак" из большего количества партий, которые могли бы определить общие подходы к тем шагам, которые необходимо предпринимать в экономических и политических реформах. Глава государства по-прежнему решительно не согласен с предложениями об эволюции Казахстана в сторону парламентской республики, в очередной раз весьма эмоционально высказавшись на этот счет. Нурсултан Назарбаев считает, что многие из его реформ были бы неосуществимы, если бы их санкционировал парламент. По мнению Президента, в Казахстане в этом случае многого бы не было, в качестве примера того, чего не было бы, был приведен Национальный фонд. Говоря о предстоящих выборах, Президент отметил, что новый Закон о выборах, принятый в Казахстане, имеет хорошую репутацию не только внутри страны, но и в международных организациях.
В ходе прямого эфира, отвечая на вопрос журналиста "Хабара" Федора Курепина, г-н Назарбаев едва ли не впервые лично прокомментировал "дело Гиффена" (т.н. "Казахгейт"), ведущееся американской юстицией против юридического консультанта казахстанской нефтяной отрасли. До сих пор табуирование этой темы удачно использовалось оппозицией, набиравшей на молчании властей определенный политический капитал. Президент обратил внимание на то, что американская Фемида выдвинула обвинение против американского гражданина, ни один казахстанец не обвиняется и не может быть обвинен в рамках этого дела, и комментировать и вмешиваться в его ход "было бы не совсем правильно ни с дипломатической, ни с политической точек зрения". Несмотря на это, Президент проявил определенную солидарность с Джеймсом Гиффеном, который был "внештатным советником правительства" и участвовал в заключении нефтяных контрактов. Ссылаясь на мнение казахстанских нефтяников, Президент сказал, что контракты были подготовлены на высоком уровне и учитывали интересы Казахстана. "А все остальное - инсинуации, провокации и постановка нашего беглого Премьер-Министра Кажегельдина - кстати, во времена которого Гиффен был советником правительства", - отметил г-н Назарбаев. Очевидно, Президент должен был отвести тень с контрактов, в заключении которых участвовал г-н Гиффен, не только из политических соображений, но и для сохранения приемлемого инвестиционного климата в казахстанской нефтегазовой сфере накануне начала масштабного освоения Каспийского шельфа. Вместе с тем он предполагает возможность наличия заинтересованности транснациональных корпораций как одного из мотивов появления скандальной критики в заграничных СМИ вместе с "политическим давлением", которое оказывается таким образом на страну. Но ни та, ни другая цель, по его мнению, не будет осуществлена подобным образом. Вероятно, слова Президента выглядят определенным предостережением относительно попыток осуществления дальнейшей экскалации в связи с "делом Гиффена", которое может обернуться в Казахстане "делом транснациональных корпораций".
Президент также косвенно прокомментировал другую крайне острую политическую тему последних месяцев, связанную с демаршем г-на Нуркадилова, отметив, что его наибольшие разочарования в политике связаны с тем, что те, кто были длительное время рядом и кого Президент "считал своими друзьями", вдруг отходят в сторону или даже осуществляют предательство. В значительной мере это неизбежно, и Президент вспомнил, что даже среди 12 апостолов были Иуда и святой Петр, но это болезненный процесс. Президент также высказал упрек "молодежи", очевидно, имея в виду прежде всего участников ДВК, для которой делалось все, чтобы она встала на ноги, но "которая проявляет желание порулить" после того, "как в кармане появились деньги".
Самые интересные вопросы, занимающие первые строчки условного "чата", задавались в первый час эфира, и среди социально-экономических проблем первыми были упомянуты новая жилищная программа и увеличение социальных выплат, где у государства появились возможности для того, чтобы осуществлять масштабные и популярные программы. Президент, в частности, убежден в возможности массового строительства жилья по $350 за квадратный метр и даже дешевле во многих регионах и считает, что если где-то за это не возьмутся казахстанские строители, то государство сможет осуществить эту задачу с помощью строительных компаний из других стран.
Отвечая на вопрос, считает ли он себя счастливым политиком, Президент сказал: "Политики, естественно, предлагают какую-то программу. Например, моя программа была вывести Казахстан из кризиса и сделать государство. Я счастлив, что сегодня на планете, на карте планеты есть государство, которое называется Республика Казахстан, которого не было. Я счастлив, что о казахах знают теперь во всем мире. Я счастлив, что о Казахстане в мире говорят хорошо. Я счастлив тем, что предложил в трудные годы программу, и я вижу плоды своего труда", - заявил он и продолжил: "Казахстанцы благодарят меня за то, что я со своими соратниками сделал нечто такое, что мы сегодня считаемся государством, которое успешно управляет своей страной. Мы имеем успех в экономике, мы имеем деньги в бюджете и ежегодно имеем возможность улучшать жизнь нашего народа". "Политик, который думает о следующих выборах - просто политик. Политик, который думает о будущем своего народа, называется "государственный деятель", - отметил глава Казахстана. В связи с этим г-н Назарбаев обратился к тем, кто сегодня стремится к власти в Казахстане: "Когда берешься за такую работу, как моя, Президента, то ты должен решиться на то, чтобы нечто большое и хорошее совершить для своего народа, для своей страны. Если таких мыслей и такого стремления нет, то незачем за это браться". Возможно, ключевой фразой, сказанной Президентом Назарбаевым во время прямого эфира, можно считать утверждение о крайней необходимости сохранения для страны внутренней стабильности. Он сказал: "Я предупреждаю, что опасности для Казахстана именно предстоят в ближайшие десятилетия. Сейчас я не буду об этом говорить, но я примерно знаю, о чем говорю. Именно сейчас нам нужна внутренняя стабильность".
Дмитрий КАРПОВ.