Кайрат ТЮЛЕГЕНОВ, "Деловая Неделя", Казахстан.
Иранское досье
После того как правительство Ирана отказалось выполнять требования очередной резолюции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), принятой около десяти дней назад, текущая неделя ознаменовалось тем, что Тегеран не только пришел к согласию с «европейской тройкой», но и «иранское досье» в скором будущем будет закрыто.
Агентство по атомной энергии предупреждало, что, если до 25 ноября Иран не согласится с предложением Европы отказаться от обогащения более 30 метрических тонн урана, этот вопрос будет вынесен на рассмотрение Совета Безопасности ООН, который, в свою очередь, может принять жесткие экономические санкции в отношении Тегерана. Как бы то ни было, Иран сделал свой первый шаг за последние несколько месяцев, тем самым вновь давая понять, что ядерная политика иранской республики ведется только в мирных целях. «Представители иранского руководства сообщили в воскресенье, что ими подготовлено официальное письмо в МАГАТЭ, в котором говорится о согласии на приостановку программ по производству обогащенного урана», сообщает Reuters. Однако Главный иранский ядерный переговорщик - секретарь Высшего совета национальной безопасности доктор Хасан Роухани - заявил на следующий день, что Иран готов ввести мораторий на обогащение урана сроком на месяцы, но не на годы.
Также, выступая на пресс-конференции во второй половине дня в понедельник, Роухани выразил надежду на то, что Иран сможет положиться на Европу в ходе ноябрьской сессии Совета управляющих МАГАТЭ, так как в противном случае, по всей вероятности, о продолжении текущего переговорного процесса не может быть и речи. Тегеран, сделав свой выбор для установления «атмосферы доверия», не только заявил, что в итоговом документе, подписанном с европейцами, учтены все «принципы и красные линии» Ирана в сфере ядерной деятельности. Он также уточнил, что завод по производству тяжелой воды в Араке не упоминается в соглашении с «европейской тройкой», тем самым завод продолжит свою работу. Надо отметить, что именно об этом городе, по информации Lenta.ru, базирующаяся в Париже иранская группа Национальный Совет Сопротивления сообщала как о центре производства плутония, применяемого, в том числе, и в военных целях.
В прошлом году в отчете МАГАТЭ говорилось, что иранским специалистам в секретных лабораториях удалось получить небольшое количество плутония. Именно после появления этой информации иранское руководство согласилось на инспекции своих ядерных объектов со стороны специалистов МАГАТЭ. Также эта группа утверждает, что духовный лидер аятолла Али Хаминеи приказал уже к июню 2005 года подготовить все для проведения первого ядерного испытания. Американские эксперты, по сообщениям Lenta.ru, делают более осторожные прогнозы: иранская атомная бомба будет готова к концу нынешнего десятилетия. А эксперт ООН по ядерной проблеме Дэвид Олбрайт полагает, что бомба будет готова через три-четыре года, «если иранцы поднажмут».
Так или иначе, доклад Генерального директора МАГАТЭ как обычно подготовлен за две недели до проведения заседания Совета управляющих агентства. На основе этого доклада членами Совета будет оцениваться деятельность Ирана в ядерной сфере и ее содействие в деле решения существовавших спорных вопросов. Текст нового доклада является конфиденциальным и не может быть опубликован вплоть до завершения сессии Совета управляющих МАГАТЭ, в ходе которой, по традиции, может быть принято решение о предании данного документа гласности. Тем не менее полная версия доклада уже сегодня оказалась в распоряжении ряда западных СМИ. В новом докладе представлена обзорная картина развития ядерной программы и хода расследования «ядерного досье» Ирана.
Мухаммад аль-Барадеи особо отметил, что инспекторам агентства не удалось обнаружить никаких следов существования военной ядерной программы в Исламской Республике Иран. Глава агентства уточнил, однако, что не может дать полных гарантий отсутствия на территории Ирана секретных ядерных объектов. Организация не завершила также анализ плутониевых растворов, хранящихся на территории Ирана. По утверждению иранских атомщиков, в стране не проводилось никаких экспериментов по выделению этого опасного вещества после 1993 года. Как указано в докладе, специалисты МАГАТЭ пока не могут подтвердить версию иранской стороны, так как испытывают сомнения при определении истинного возраста плутония.
Невзирая на все перечисленные остающиеся вопросы и сомнения, Генеральный директор МАГАТЭ предложил прекратить выпуск ежеквартальных отчетов по ядерной программе Ирана. Аль-Барадеи намеревается впредь информировать Совет управляющих по данному вопросу только по мере накопления новых данных. Фактически это означает закрытие «ядерного досье» Ирана. Если предложение главы организации будет принято в ходе ноябрьской сессии Совета управляющих, то кризис вокруг иранского мирного атома завершится чистой победой Тегерана.