CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

eurasia.ru

КАЗАХСТАН ГЛАЗАМИ ЕВРОПЕЙЦА

1 апреля 2005

КАЗАХСТАН ГЛАЗАМИ ЕВРОПЕЙЦА

Фабрисси Виельмини, Журнал ЕВРАЗИЯ

Казахстан - оазис европейской цивилизации, занимающий уникальное положение на границах между Центральной Азией и Западным Китаем. Об этом ежедневно напоминают лица окружающих: здесь живут люди более чем ста национальностей, и их внешние различия «звучат» на улицах Алма-Аты как ноты единой симфонии.

Первый раз я очутился на этом перекрестке цивилизаций около 10 лет назад, путешествуя по Туркестану в поисках новых ощущений и материалов для своей диссертации. Тогда были тяжелые времена для большинства местных жителей, но, несмотря на это, алма-атинцы оставили в моей душе неизгладимый след своим великодушием. С тех пор каждая поездка сюда только увеличивала мой круг знакомств. После того, как на протяжении целого года я проработал здесь как чиновник международной организации, понял, что жизнь гораздо более полноценна в этих степных краях, чем в цивилизованной, но наркотизированной, холодной и просто скучной Европе эпохи Маастрихта.

Между тем Казахстан - отнюдь не дикая степь. Для людей, ищущих свое место на Земле, возможностей здесь предостаточно. С началом XXI в. кажется, что худшие времена остались позади. Страна лидирует по росту ВВП среди республик СНГ. На южных его границах сейчас скапливаются гастарбайтеры, стремящиеся переселиться в эту благополучную республику.

Алма-Ата, бывшая столица, переполнена иномарками, роскошными бутиками и другими сомнительными достижениями современной цивилизации. Но для меня главное - близость Алма-Аты к горным массивам Тянь-Шаня. Горы напоминают мне родные Альпы и позволяют заниматься любимыми видами спорта.

Город стоит в окружении многочисленных древних курганов. Это остатки индоевропейских могил, где с местной землей слились останки далеких предков казахстанцев.

Стоит ли говорить о невероятной красоте и женственности местных представительниц прекрасного пола! Правда, после того, как я нашел здесь любовь всей своей жизни, красота казашек осталась просто визуальным декором повседневности.

Казахстан за годы независимости прошел впечатляющий путь. Я имел возможность убедиться в этом, посмотрев с разных точек зрения - от академической и дипломатической до бизнеса. Сегодня с уверенностью могу сказать, что Казахстан стал региональным лидером на самых разных направлениях. Жаль только, что эти особенности соседнего государства почти не знакомы россиянам. Их я здесь встречал немного. Вероятно, они ошибочно полагают, что ехать в Казахстан не стоит.

Конечно, Казахстан - не рай на Земле. Сегодня он страдает от многих болезней, вызванных западным влиянием: от хамства местных «новых русских», равнодушия молодежи к обществу и политике, распространения сект и других духовных извращений. После начала большой антитеррористической игры, с приходом американских войск в Центральную Азию, в Казахстане тоже иногда случается «охота на ведьм» - исламских террористов. Смело могу утверждать, что они в принципе здесь отсутствуют. Гораздо более конкретная внутренняя угроза - злоупотребление властью, коррупция, замешанная на больших прибылях от нефти. Именно в этих обстоятельствах, а не в Коране, надо искать корни терроризма. Проблема страны - в бедном существовании целых аулов, забытых государством, где молодые люди потенциально могут быть вовлечены в деятельность, которая пришлась бы на руку силам, стремящимся дестабилизировать ситуацию в Центральной Азии. А в существовании таковых сомневаться не приходится.

Особенно страдает от западных болезней политическая оппозиция страны, представители которой отличаются некомпетентностью и инфантилизмом. Сегодня, после грузинской и украинской смут, нередки попытки манипуляции людьми и на остальной территории Евразии с целью заразить их «оранжевой лихорадкой». Казахстанская оппозиция возлагает надежды на ресурсы «дяди Сэма», особенно в лице господина Сороса. При отсутствии личных способностей они обращаются к народу, полагая, что это единственный способ повлиять на развитие политических процессов в стране. Как и сегодняшние украинские правители, большинство казахстанских лидеров оппозиции побывало у власти, а потом решило выступить против нее. Однако, в отличие от украинцев, они еще не сумели объединиться и найти компромиссной фигуры даже в своих кругах. Казахстанская оппозиция продолжает демонстрировать народу спектакль неразберихи и внутреннего раскола, при этом призывая население выходить на массовые акции гражданского неповиновения.

Однако общая цель у оппозиции все-таки есть - ослабление позиций главы государства Нурсултана Назарбаева. Не сочтите меня льстецом, но мало кто сомневается в том, что положением, которое сегодня занимает государство в мире, казахстанцы обязаны именно действующему президенту. В этой стране сегодня можно жить и зарабатывать. Нурсултан Назарбаев крепко держит штурвал, проходя сквозь мутные воды постсоветских коллизий, сохраняя мир на межнациональной почве и ловко маневрируя меж подводных камней «большой игры», ведущейся в Центральной Азии.

Не случайно на политической арене среди безответственной оппозиции и коррумпированных чиновников президент остается человеком, которому доверяет народ. Проблема лишь в том, что Назарбаев не вечен, и пока вопрос о его преемнике остается открытым. Начиная с 2003 г., когда дочь президента, Дарига Назарбаева, вступила в большую политику, создав партию «Асар», в плане преемственности власти появилась перспектива, хотя и туманная. Назарбаев построил свои успехи на соблюдении международных норм, и следовать азербайджанскому примеру, возможно, не захочет. Тем более что Казахстан претендует на место председателя ОБСЕ в 2009 году. Внутреннее равновесие в Казахстане формируется благодаря тому, что власти учитывают олигархические и клановые интересы. Среди олигархов и представителей кланов мало кто одобряет такую форму преемственности власти. Ее реализация может сыграть на руку тем, кто желает реализовать в Казахстане сценарий «бархатных революций».

В нефтяном секторе Казахстана присутствуют американские интересы, и тех, кто пытается их реализовать, очень бы устроил «бархатный сценарий». Пророссийская линия Назарбаева и усложнение условий для иностранных компаний, эксплуатирующих казахстанские национальные ресурсы, могут сделать президента Назарбаева фигурой, неугодной Вашингтону. Именно поэтому «всемирный жандарм» в течение нескольких лет ласкает оппозицию и готовит альтернативную элиту из рядов молодежи с использованием многочисленных грантов и программ обучения за рубежом.

Все это наводит на мысль, что, если сегодня Казахстан остается островком благополучия на пространстве бывшего СССР, то его будущее может быть не столь радужным. Ситуацию осложняет не только отрицательное влияние США, но и тот факт, что экономическое благополучие находится в прямой зависимости от энергоресурсов. Когда экономика страны полностью зависит от нефти, она становится заложником колебаний цен на нее и международного давления. За исключением Норвегии, не существует примеров положительного эффекта от значительного веса нефти в экономике страны.

Одновременно те, кто желает ослабления позиций Казахстана, пытаются сыграть на том, что это государство многонационально. С первых лет независимости перед Казахстаном встал выбор, по какой схеме строить будущее общество: быть ему мононациональным или многонациональным. Сегодня Нурсултан Назарбаев остается общенациональным лидером именно потому, что большинство ассоциирует его фигуру с выбором в пользу многонациональности.

Некоторая доля амбивалентности в обществе по этому вопросу все же присутствует. Опасность состоит в том, что как в окружении президента, так и среди оппозиционеров, воспитанных Америкой, есть много политиков, готовых играть на этом опасном поле. Выдвигались даже предложения сделать казахский язык единственным официальным. А ведь Казахстан уникален именно своей национальной разнородностью. Думаю, именно это следует считать истинной ценностью государства, а отнюдь не нефтяные богатства.

В последнее время существенно замедлились темпы эмиграции, но многие национальные меньшинства до сих пор чувствуют себя не вполне уверенно. Представляется, что окончательное решение этой проблемы позволит стране вступить на путь экономического процветания. Конечно, это непросто в государстве, население которого неуклонно растет и составляет уже более 15 млн человек. Ситуацию осложняет и то, что Казахстан граничит с Китаем, население которого уже превысило миллиард, и среднеазиатскими республиками, будущее которых трудно прогнозируемо.

Я искренне люблю Казахстан и надеюсь, что казахстанцы сумеют преодолеть призраки национализма и сепаратизма, и эта страна станет воплощением лучшей традиции геополитических образований на евразийском континенте - терпимости к другим религиям и народам.

Естественно, многое зависит и от России, которая, на мой взгляд, в целом не уделяет достаточно внимания южному направлению своей внешней политики. Москве не хватает инициативы, и это не самая конструктивная опора для развития сотрудничества, укрепления интеграционных тенденций и усиления роли казахстанских деловых кругов и политических групп в общем пространстве ЕврАзЭС. Нельзя забывать, судьбы России и Казахстана настолько сильно переплетены, что теперь уже связаны навсегда.

Фабрисси Виельмини - журналист, менеджер по проектам Итальянско-казахстанской торговой палаты (ИКТП). 34 года. По паспорту гражданин Италии. Уроженец Западных Альп, Пьемонт - область на пересечении Италии, Швейцарии и Франции. Специальность - международные отношения и политология. Работал на Балканах, в России, с ноября 2002 г. - в Казахстане. Владеет пятью языками. Сейчас с интересом изучает казахский язык.

eurasia.ru

Предыдущая статьяНовый руководитель Киргизии высказывается за интеграцию в рамках СНГ
Следующая статьяМинсельхоз РФ определит объемы помощи Киргизии в проведении весеннего сева